ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩАЯ ЛИТЕРАТУРА
Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову
Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову
Читать всего совсем не нужно;
нужно читать то, что
отвечает на возникшие в душе вопросы.

Лев Толстой








В СОЦСЕТИ
 





Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация

Приложение. О возрождении авторской песни через утверждение высокой цели


Опубликовано: Грачёв А.П. О духовности нерелигиозного искусства. - Новосибирск, 2011. - 12 с.; ISBN 978-5-87039-153-3 Грачев А.П. Путь песенной поэзии. Авторская песня и песенная поэзия восхождения. (Изд. 2-е перераб. и доп.) - Челябинск: "Рекпол", 2007. - 148 с.


Изначально основу притягательности авторской песни составлял её высокий, человечный, нравственный, созидательный настрой. Именно такие песни составляли центральную часть авторской песни. Это были песни о людях с высоким человеческим обликом, о высокой цели и пути человека к ней, о высоком видении мира и его явлений. Можно ясно показать это на выдержках из самих песен.

Булат Окуджава:

Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно, святое наше воинство.

(Совесть, благородство и достоинство)

Ах, ничего, что всегда, как известно,

Наша судьба – то гульба, то пальба.

Не обращайте вниманья, маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

(Моцарт)

Юрий Визбор:

Зачем ты эту взял орбиту?

К чему отчаянный твой бег?

Ты сам себя ведёшь на битву –

И оттого ты человек.

(Горнолыжник)

Гора – это прежде всего, понимаешь, друзья,

С которыми вместе по трудной дороге шагаешь.

Гора – это мудрая лекция «Вечность и я».

Гора – это думы мои о тебе, дорогая.

(Памирская песня)

Моя надежда на того,

Кто, не присвоив ничего,

Своё святое естество

Сберёг в дворцах или в бараках.

(Деньги)

О, мой пресветлый отчий край!

О, голоса его и звоны!

В какую высь ни залетай,

Всё над тобой его иконы.

(Многоголосье)

Владимир Высоцкий:

Мы все вперёдсмотрящие, все начали с азов,

И если у кого-то невезение,

Меняем курс, идём на SOS, как там, в горах, на зов –

На помощь, прерывая восхождение.

(Гимн морю и горам)

Лучше гор могут быть только горы,

На которых ещё не бывал.

(Прощание с горами)

Владимир Ланцберг:

Слушай и скажи мне, верно ль я пою.

Помнишь, эту песню ты мне дал с собой?

Я тебе сегодня пропою свою –

С нею тоже можно и в путь, и в бой.

(Посвящение Валерию Грушину)

Бывает: а вдруг не дожить до утра,

Вдруг утро пройдёт стороной?

Но если сухая заждалась кора,

Достаточно спички одной.

И пляшет в ногах твой осколок зари,

Взлетая и дымом пьяня.

Но рядом с другой эта щепка горит,

А вынь-ка её из огня…

(без названия)

И ничего нам не списать

Ни на судьбу, ни даже на погоду,

Коль жребий нашему музвзводу

Сей мир от грохота спасать.

(Человеку, прошедшему войну)

Сергей Минин:

Время – большая совесть, и других ты не вини:

Пусть от тебя зажигаются жизнью они

(Посвящение ксп)

Александр Краснопольский:

И так уж повелось с тех давних светлых пор:

Пока в груди не молкнет сердца стук,

Высокой чистотой тех наших первых гор

Мы измеряем жизни чистоту.

(Первый перевал)

Сегодня в авторской песне трудно найти песни с таким простым и высоким смыслом. Видимо, он отсутствует в жизни большинства авторов, создающих её. Оттого и не окрыляет она, как раньше.

Одним из ключевых авторов, создававших высокий настрой авторской песни, был Юрий Визбор. Много раз упоминался тот факт, что, хотя Юрий Визбор открыл жанр песни-репортажа, никто кроме него в этом жанре не преуспел. А причина в том, что Юрий Визбор видел мир выше, чище, гармоничней, чем большинство окружавших его людей. И писал ли он о Чукотке, Хибинах, Памире, Фанских горах, где многие не бывали, или о местах более известных – он всегда приобщал слушателей к тому высокому, прекрасному и человечному миру, который видел он и не видели другие. У других же авторов не получалось создать успешные песни-репортажи именно потому, что они описывали тот сравнительно невысокий смысл, который они видели в явлениях и событиях жизни.

Высокий, прекрасный, человечный, нравственный смысл появляется в творчестве авторов только тогда, когда им наполнена жизнь авторов. Поэтому, чтобы возродить высокий настрой авторской песни, нужно объединить её авторов вокруг высоких нравственных, человечных целей.

Конечно, объединение в высокой цели не может произойти интеллектуально, от ума. Тут объединятся только те, кому эта цель действительно ценна и необходима. И, объединившись, они создадут песни о высокой цели и пути человека к ней, о высоком человеческом облике, о высоком видении мира и его явлений. Потому что всё это будет в их жизни.



Назад в раздел
positive-lit.ru. В поисках пути Человека. Позитивная,жизнеутверждающая литература. (с) Екатерина Грачёва.