ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩАЯ ЛИТЕРАТУРА
Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову
Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову
Читать всего совсем не нужно;
нужно читать то, что
отвечает на возникшие в душе вопросы.

Лев Толстой








В СОЦСЕТИ
 





Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация

Отзыв о повести "Мой дом - Земля" от Федориной Кати

 
Отзыв о повести "Мой дом - Земля" от Федориной Кати



"Мой дом - Земля". Произведение, которое является полной загадкой для самого автора. Я написала его в пятнадцать лет и уже тогда считала его "простеньким" и имеющим огрехи. Однако впоследствии оно "волшебным" образом воплотилось и в моей жизни и по сей день продолжает нравиться людям самых разных возрастов. 

И вот однажды, придя домой (а дома никого нет), я внезапно обнаруживаю на рабочем столе сочинения старшеклассников из Миасса по повести "Мой дом - Земля". Откуда они взялись? Фантастика какая-то! Я никогда не была в Миассе, не говоря уж о чем другом...

Вечером оказывается, что учителя из Миасса, познакомившись с моими книжками, решили провести по ним уроки, и выбрали почему-то опять именно эту повесть. А потом вместе со знакомыми отправили сочинения в Челябинск, а эти знакомые встретили других знакомых на культурном мероприятиии, одним словом, целое приключение... и все вокруг той же повести!

Большое спасибо всем, чьи отзывы мне довелось прочесть! С согласия авторов публикую сочинения ниже, дополнив своими ответами-комментариями. Тема не закрыта - можно беседовать, дискутировать или спорить и дальше.


Федорина Катя

Отзыв о повести Екатерины Грачевой "Мой дом - Земля"

Повесть "Мой дом - Земля" Екатерины Грачевой очень необычна. С одной стороны, это просто рассказ о мальчике Гелие Менделееве. С другой стороны, в этой повести столько размышлений о смысле жизни, о жизни в целом, что начинаешь прислушиваться к думам Гелия, Оли, и мысли приходят сами собой.

По-моему, в своих убеждениях главный герой прав: он выстоял один против всего мира, выстоял, сохранив свою честь и достоинство. Но скольких жертв ему это стоило!? У него нет друзей. У него кодекс правил. И именно по этому кодексу он не может привязываться к людям, находить друзей. Почему? Да, конечно, он выстроил себе "дом внутри себя". Он решил жить отшельником, но отшельником, помогающим людям. Живя у разных людей, помогая им определиться за два дня, Гелий потом бросает их, оставляя призрачную надежду увидеться лет через 10-15. Но Гелия можно оправдать: он во всем придерживается своего кодекса. А оправдание ли это? По-моему, этот свод правил существует только для того, чтобы оградить себя от всяких жизненных сюрпризов и случайностей. Он просто облегчил свою жизнь, придумав эти правила. Он никогда не преступает свои правила, разделяя мир только на черное и белое. По-моему, он боится перемен именно в своей душе, любви, например. Поэтому он бросает Олю, даже не попрощавшись. В соответствии со своим кодексом он причиняет боль той, которая его любит! И этот поступок вовсе не характеризует Гелия как положительного героя.

Я бы никогда не стала так близко общаться с человеком, переступающим все ради своего кодека. Он считает, что он сильный и счастливый. А я думаю, что он слабый и несчастный он лишь прикрывается "своим счастьем" одиночества и отрешенности от всех. По-моему, счастье - когда ты живешь в мире с собой, с людьми, которые тебя окружают. И не надо тогда "строить дом внутри себя".

Я полагаю, Екатерина Грачёва описала не положительного героя, а обычного человека с его взглядами на мир, убеждениями. И это ей очень хорошо удалось.


Катя, здравствуйте!

Вы, безусловно, правы: Гелий - самый обычный человек в том смысле, что у него есть масса как достоинств, так и недостатков, и идеальным он не является - хотя бы потому, что он человек. :).

Вообще, одна из основных задач, которые я перед собой ставлю - это побудить читателя задуматься о жизни. Именно задуматься, а вовсе не "согласиться" с каким-либо из персонажей. Художественное произведение - это не трактат, где автор прямо выражает свою философию: "Это правильно, это неправильно". Художественное произведение - это частичка жизни; а жизнь учит нас всей совокупностью своих движений и обстоятельств.

Причём каждый из нас делает те выводы, которые способен сделать исходя из своего жизненного опыта и характера. К примеру, из двоих пассажиров самолета, пережившего в пути аварию, один решит, что самолетами летать никогда не будет, а другой решит, что самолетами летать прекрасно, потому что даже аварию удалось пережить без жертв. А третий пассажир решит, что таким образом Судьба заставляет задуматься его о недоброкачественно выполненной им работе. И каждый будет по-своему прав, истина же объединяет все маленькие правды без противоречий...

Но кроме собственного опыта (ограниченного, но объективного), у людей нередко существует еще и собственная установка на восприятие текста или событий, которая иной раз заставляет делать нас неверные выводы. Ученые проводили такое исследование: давали людям почитать произведение, открывая им постепенно по одному предложению, и просили высказать свои ожидания. Для примера взяли текст под названием "Полковнику никто не пишет". И уже начиная с названия люди решали, например, что речь идет о каком-то злом полковнике, который так плохо относился к людям, что теперь его все бросили, или же - что полковник на войне ждёт весточки из дома. Представьте себе, ничего подобного в произведении не было! А люди уже решили внутри себя, что всё так и есть, и даже возмущались, что автор пишет что-то несуразное, когда дальнейший текст не совпадал с их ожиданиями.

Эта история вспомнилась мне, когда я прочитала строки: "Живя у разных людей, помогая им определиться за два дня, Гелий потом бросает их, оставляя призрачную надежду увидеться лет через 10-15". Откуда такая уверенность? Если это сколько-то справедливо для рассказа об Оле, зачем же делать из этого столь широкие обобщения? :) А если бы они "счастливо поженились", можно ли было бы сказать: "Живя у разных людей, Гелий потом на них счастливо женится"? :):)

К чему я все это пишу? Дело в том, что умение понимать художественное произведение и умение понимать живого человека достаточно тесно связаны. Чем меньше мы это умеем, тем больше рискуем чего-то недопонять. И объявить человека - слабым, несчастным, эгоистичным, "преступающим все ради своего кодекса" и так далее. А он, может быть, совсем не такой. Если это происходит в отношении литературных персонажей, в этом как будто бы "нет ничего страшного", но когда мы ошибаемся в жизни, это уже бывает грустнее. Так что, я думаю, чем больше мы размышляем над мотивами поступков тех или иных персонажей, тем лучше мы сможем понимать людей и в жизни. 

И чем больше будет людей, старающихся справедливо осмыслить жизнь, а не просто плыть по течению, тем больше будет между людьми понимания. Потому спасибо вам за размышления над жизнью и за ваш отзыв!

Апрель 2005



Назад в раздел


Дорогие читатели, автор всегда  рад вашим отзывам, вопросам, комментариям!
 
(c) Все права на воспроизведение авторских материалов принадлежат Екатерине Грачёвой. Цитирование приветствуется только при наличии гиперссылки на источник. Самовольная перепубликация не приветствуется, а преследуется по закону. Если вы хотите пригласить меня в какой-то проект, сделайте это легально. (написать >>>)
positive-lit.ru. В поисках пути Человека. Позитивная,жизнеутверждающая литература. (с) Екатерина Грачёва.