ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩАЯ ЛИТЕРАТУРА
Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову
Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову
Читать всего совсем не нужно;
нужно читать то, что
отвечает на возникшие в душе вопросы.

Лев Толстой






ИЗ КНИЖНОГО КАТАЛОГА
 


В СОЦСЕТИ
 





Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация

Глава десятая, в которой зверёк землеройка использует сложные физические законы, а Яшка открывает Свете свою тайну

 




Первый раз "Эврика" встретилась с Игорем Рудольфовичем в специальное время, без остальных юннатов. Все принесли свои тетрадки и начали делиться опытом, а учитель серьёзно кивал и рисовал что-то в педагогическую таблицу, которую начертил себе на большом листе бумаги.

Первым Костик стал читать, целый отчёт у него был:

"У нас в квартире почему-то очень тепло, так что окна на зиму мы не заклеиваем. Но я решил испытать, что будет, если их все-таки заклеить. Я обклеил окна только в своей комнате. Сначала температура в комнате была 19 градусов. После заклейки она стала 22 градуса. Это значит, что нашей квартире нужно гораздо меньше тепла, чем в неё поступает. А в соседнем доме жители мёрзнут. Я пристал к папе и спрашивал, почему так происходит. Папа сказал, что на домах стоят ограничительные шайбы, которые регулируют, много или мало тепла давать в дом. Но эти шайбы достаточно неповоротливые и их трудно поворачивать. Тогда я спросил, почему у нас шайба неповоротливая в тёплую сторону, а у соседнего дома - в холодную. Папа сказал, что так сложилось, и чтобы это поменять, надо модернизировать систему отопления всего района. Я спросил, а кто должен её модернизировать. Папа сказал, что модернизировать может много кто, но что это стоит больших денег. Я спросил, где берут деньги. Папа сказал, что или в бюджете, или выигрывают какой-то грант за рубежом. Я спросил, что нужно, чтобы выиграть грант? Папа сказал, что он не знает, какие бывают гранты.

Тогда я пошёл к Олегу и попросил его поискать гранты. Олег нашел кучу каких-то страничек, и я их папе принес. Там были гранты по экологии и другие разные. Я все это почитал и понял, что чтобы выиграть такой грант, надо составить ТЭО, причем составить так умно, что показать в этом ТЭО именно такую пользу, какую хочет тот, кто грант даёт. Я все это объяснил папе. Он взял листки, положил в портфель и сказал, что передаст своим сотрудникам. Но я понял, что те сотрудники передадут их другим сотрудникам, и тем всё и кончится. Тогда я стал писать ТЭО сам. Я написал, что если модернизировать систему в районе, то в тёплых домах можно сэкономить по три градуса, а в сумме это будет очень много. Это тепло пойдет в холодные дома, и тогда люди там не будут включать электрические обогреватели.

Мы с Олегом нашли также всякую рекламу таких приборов и тоже присоединили к ТЭО.

А в конце я написал, что это будет помогать экологии, потому что электроэнергию производят, сжигая природное топливо, которое надо беречь.

Это была очень пухлая папка. Еще я нарисовал сверху две картинки: старое теплоснабжение и новое. При новом все радуются, и им тепло. А потом я ещё нарисовал вверху доску почёта и нарисовал там папу. Что это он сделал такую систему отопления.

Эту папку папа смотрел уже вместе с мамой. Папа похвалил меня, только сказал, что всё это занимательно, но несерьёзно, ерунда. А потом взял мое ТЭО на работу. Всё-таки он его кому-нибудь там покажет. Во всяком случае, я сделал то, что я мог".

- Филимонов, да ты просто гений, - сказал Игорь Рудольфович. - Тебя хоть сейчас в директора сажай. Откуда ты всё это знаешь? Я и то не понимаю, что такое ТЭО.

- Сажать меня не надо, - сказал Костик. - А про ТЭО нам Света рассказала, и я сразу сообразил, как это просто. Мне понравилось писать такое ТЭО. Тем более что я почти и не писал ничего, а все из интернета Олег наловил. А я только всё вместе собрал.

- Света, а ты, верно, ещё умнее проект завертела? - спросил Игорь Рудольфович.

- Да нет, у меня проще, - сказала она. - Во-первых, я ещё не знаю, что бы из этого дальше сделать, но я составила энергетический паспорт нашей квартиры. Дело было как: я стала думать, как сэкономить электроэнергию, но для этого ведь надо сначала знать, куда она тратится? Папа сказал, что такие проекты начинаются с того, что сначала составляется энергопаспорт. Это такой документ, где обозначается, какие вообще у нас есть приборы и сколько они потребляют энергии. Ну вот, я нарисовала, как могла, только ещё не успела его как следует заполнить.

Света разложила схему на большом листе, и все стали её смотреть.

- А ещё я вот что сделала, - продолжала Света. - Начать я решила с самого простого: вовремя выключать приборы. Я взяла и нарисовала много картинок, где были живая капелька, живой уголёк, живой газовичок. И везде их прикрепила. У выключателя, у крана на кухне, у плиты, у телевизора, у телефона, потому что иногда мама по телефону говорит, а свет забудет выключить. Разные такие картинки: одни весёлые, другие жалобные. И мама с папой стали выключать свет и воду тоже. А ещё я купила маме пробку, которой затыкают ванну, и прикрепила её в кухне. А на пробке тоже выцарапала капелек, которые не хотят утекать зря. И теперь мама моет посуду, затыкая раковину пробкой, и не льёт воду, а картошку чистит так: она её сначала вымоет всю, потом выключит воду и всю картошку почистит, а потом второй раз сполоснёт. Так воды меньше уходит. Папа говорит, что я весело придумала, потому что если я просто напишу: "Выключи свет", - то это скоро все замечать перестанут, а капельки живые, и с ними весело.

- А я в интернете искал, чего в мире есть, - сказал Олег. - Я такого понаходил! Вот есть такой рюкзак с солнечными батареями, в который положил ноутбук - и хоть в поход иди! И электричество с тобой! Я когда подрасту и деньги будут, я непременно такой рюкзак куплю. А ещё я нашел новую информацию про школьников. Я же всё ищу, занимаются ли школьники энергосбережением. Я такое нашёл, аж на стуле запрыгал. Представляете, школьники вечный двигатель изобрели!

- Вечный двигатель невозможен, - усмехнулся Костя.

- Ну ладно, пускай не вечный, но там такое, такое! Значит, так. Есть такой город Челябинск, в нём такой физматлицей, а в этом физматлицее один учитель необычный. Вот уж хотел бы я у него поучиться. Они там проходят по физике воздушный шар - все нормальные люди учебники читают, а эти знаете что делают? Клеют шар. И потом девочки приходят, включают свои фены с горячим воздухом - надувают этот шар, и он начинает взлетать! Здорово, да? Ну и вот. Там, конечно, дети шаров понаделают, понаделают, у них руки чесаться начинают, и они давай изобретать всякие вечные двигатели. Один такой я запомнил. Он называется землероечный!

- Землю роет? - спросил Костик.

- А я знаю, о чём речь, - кивнул Игорь Рудольфович. - Есть такой зверёк - землеройка. И вот учёные давно подметили, что она хитрые норки роет. У неё один вход высоко, второй низко. А внизу и вверху температура воздуха разная, и оттого воздух начинает двигаться, и норка все время проветривается. Ночью он в одну сторону движется, днём в другую. Вот как в метро всё время ветер, так и в норке землеройки. Наверное, твои лицеисты, Олег, придумали такую норку выкопать и там вентилятор поставить.

- Да, только там такая масса цифр и умных слов, что ничего не поймёшь, - сказал Олег. - Еще они изобрели какой-то "Уральский кубик", который что-то там то нагревается, то охлаждается, и в конце концов и от того, и от другого энергия получается. Такой кубик просто положи куда-нибудь на гору, там ведь днём солнце и жара, а ночью льды и холод. Вот вам и вечный двигатель! То есть, не вечный, конечно, ведь его солнце греет, это тоже энергия, но ведь солнце-то все равно греет, так что ж мы его задаром теряем? Потом там ещё одно изобретение было, только я его не выговорю. В общем, там роется глубокий узкий колодец, и в нём тоже отчего-то воздух летать начинает. Ну в общем, я в этом мало понимаю, но меня до того впечатлило, что всё это делают школьники. И я стал изобретать тоже. Правда, времени у меня было мало, и я изобрёл мало.

Во-первых, я придумал приделать зеркало в тот угол комнаты, куда из окна падает вечером солнечный зайчик. У нас очень темно, потому что первый этаж, и только один зайчик бывает, который отражается от окна в доме напротив. И вот я направил этот зайчик себе на стол, и он стал мне вместо лампочки. Потом меня это заинтересовало, я собрал все зеркала в доме и провел этот солнечный лучик прямо в туалет, где никогда солнца не было. Ведь вы понимаете, какая штука - конечно, когда по всему дому валяются зеркала, это не дело, но сам принцип, принцип, понимаете - принцип! Можно сделать такой прибор, который направит свет солнца куда надо! А если сделать зеркальными стены домов? Тогда, представляете, солнце будет светить не только на солнечной стороне, но отражаться и в нашу тоже! У нас зайчик маленький, он от маленького окна отражается, а если там вся стена будет зеркальная? Тогда у нас очень долго будет солнце!

А второе изобретение моё такое. У нас дома всё время споры идут, кто будет мыть туалет, потому что никто не любит. Мама недавно купила мыльце такое специальное, ты воду сдёргиваешь - оно пенится и само немного унитаз отмывает. Так я что придумал. Мама же стирает часто, и у нее мыльная вода течет из стиральной машины. Она сразу в канализацию течёт. А что, если шланг прицепить к бачку? Тогда мыльная вода потечёт в бачок! И когда мы будем воду из бачка спускать, она сама будет мыть... ну, унитаз. И маме такая идея понравилась, и она так и сделала. У нас там шланги съёмные, их можно менять. Вот так. Граф Яшка, твоя очередь! Какие ты там великие дела натворил?

- Никаких, - виновато сказал Яшка. - Я только думал, думал, думал...

- Граф он и есть граф! - крикнул Костик, и все стали смеяться, а Игорь Рудольфович спросил:

- А о чём ты думал-то?

- Ну это долго объяснять... У нас была генеральная уборка. Мама велела нам с сестрой вымыть пол. Сестре досталась комната, а мне коридор. И вот я стал его мыть, а там у нас всякое барахло лежит в коридоре под шкафом. Какие-то баночки, коробочки, газетки, тапки рваные... И вот я очень долго возился с этим мусором. Потому что чтобы вымыть там пол, надо было всё вынуть, а потом всё обратно сложить. Вот я пока складывал, я там целую кучу мусора выкинул. И там стало свободнее. А если бы этот мусор раньше выкинули, это я бы какое время сэкономил! И вот с тех пор я стал думать. Что такое энергосбережение? Это когда ты бережёшь силы. А когда ты бережёшь силы? Когда у тебя всё в порядке. А что такое порядок? Это когда нет ничего лишнего, которое ты не знаешь, куда засунуть. Я думал, думал и надумал, что у меня очень много вещей, которые мне нужны. Но они попадаются мне под руку, я на них смотрю, я о них думаю, и у меня тратятся силы. И я понял, почему Светин папа со всех спрашивает ТЭО. И зачем мой дедушка всякие документы подписывает. Потому что ТЭО и документы - это порядок. Это когда ты чётко знаешь, что надо делать. И тогда будет энергосбережение. И будут силы для великих дел. А иначе получится кто в лес, кто по дрова. Вот что я понял.

- Ну, если думать и мечтать - это работа, тогда я тоже кое-что намечтал, - сказал Олег. - Я вот мечтаю: если бы изобрести такой суперприбор, который бы мог напоминать мне, что надо выключить свет и плотно закрыть воду. Который бы даже регулировал напор воды, и всякое такое. А я бы носил в кармане маленький датчик, который бы соединялся по спутниковой связи с этим прибором, и датчик бы мне всё сигнализировал, что надо. Вот бы такой изобрести.

- У меня есть такой прибор, и даже гораздо более мощный и даже самообучающийся, - насмешливо заметил Яшка. - И главное, энергии мало потребляет.

- У тебя? Где это - у тебя? Что ж ты до сих пор молчишь?! Такого даже в интернете нет! Где ты его купил?!- взбудоражился Олег.

- Здесь, - сказал Яшка и себя по голове постучал. - Мне его Бог подарил. Бесплатно.

- Сказал тоже! - обиделся Олег. - Таких приборов хоть пруд пруди, да только практика показывает, что они плохо работают.

- У кого как, - возразил Яшка. - Я на свой не жалуюсь.

Между тем Игорь Рудольфович очень старательно записал то, что они говорили, и сказал:

- Ну, братцы, с такими делами мы точно ещё один кружок сможем организовать. И пригласим в него многих ребят. Вместе мы сила, правда? Я тут подумаю, что из этого можно сделать, и на другой раз вам расскажу.

На том все закончилось, и они отправились по домам.

- Не нравится мне это, - почему-то наморщился Костя, когда они вышли. - Этак получится, что это не мы восстание заготовили, а он нас в кружок организовал. Он будет зарплату получать, наберёт каких-то там детей, вовсе не тех, кого мы ищем... Вот сейчас мы все заодно, и поэтому мы сила. А если нас будет двадцать, тогда какой порядок и какое энергосбережение? Каждый в свою сторону начнёт тянуть.

- Но наша-то тайная организация будет продолжать существовать, только уже под прикрытием, - сказала Света.

- А в чем её тайность-то? - спросил Олег. - Наоборот надо громче кричать!

- Действовать надо, а не кричать, - недовольно сказал Костик. И домой ушёл, а Олег к бабушке поехал. А Света с Яшкой не торопились и пошли по улице погулять.

- У меня плохая идея про порядок? - спросил Яшка.

- Я думаю, что хорошая, - ответила Света. - Я помню, что папа как-то жаловался: "Они даже не знают, сколько у них котельных в районе, какое уж тут энергосбережение!" Так что думаю, что ты прав.

- А тебе смешно, что я рождён для великих дел? - опять спросил Яшка.

- Немножко смешно, но это здорово, - сказала Света.

- Они тоже так думают, что они великие, но они это скрывают, потому и смеются. А я не скрываю. Я думаю, что каждый человек рождён для великих дел! Почему мы вместо этого мелкими делами занимаемся? Складываем тапки с баночками под шкаф... Ой, смотри, какие хитрые качели во дворе! Пойдём покачаемся? Я никогда на таких не качался!

Качели в самом деле были хитрые - вместо одного сиденья там была такая лодочка, что в неё два человека могут забраться. Света подсадила Яшку, потом сама забралась, только ей пришлось сидеть не на сиденье, а на бортике лодочки поближе к середине, чтоб лодочка не перевернулась, а то Яшка маленький был и не весил ничего. Потом они с горки покатались и на карусели повертелись, устали и на лавочку сели.

- Хороший двор, у нас не такой, - сказал Яшка. - И ты хорошая, а моя сестра не такая. Она бы только и кричала: "Яша, не перевернись! Яша, осторожнее! Яша, не лезь! Яша, отвяжись!".. А я ужасно одинокий человек. Меня никто не понимает.

- Ничего-ничего, я тебя понимаю, - успокоила его Света.

- Да как ты можешь понимать меня, когда я сам себя не понимаю? Ах, как мне хочется великих дел! Не просто больших, а самых-самых великих. Я бы всё отдал, только бы понять, что для всего мира надо. Вот ты говоришь, что закроешь кран - рыбку спасёшь, закроешь ещё раз - ещё одну рыбку спасёшь... А мне этого мало.

- Яшка, но ведь все великие дела складываются из маленьких, - ответила Света. - Вот сразу академиком не станешь, а если учиться каждый день, то через двадцать лет станешь.

- Нет, ты меня не понимаешь. Всё это я знаю. Мне надо то знать, зачем мне рыбок спасать и зачем быть академиком. Самое главное надо знать. А может быть, академики не нужны, а надо стать бродячим музыкантом, пойти по дороге и песни петь, и на скрипке играть, и это лучше будет. Ты смотрела фильм про скрипача Паганини? "Дорога без конца, дорога без начала и конца. Свисти, как птица, и не жди награды..." Ай, пойдём, я тебе покажу! - он соскочил с лавочки и побежал, Света за ним.

Яшка прибежал к большому гастроному, и Света увидела, что сверху на гастрономе идёт бортик, а под бортиком живут воробьи, они оттуда вылетали по одному - по два. А когда Яшка подбежал ближе, они вдруг вылетели оттуда целой стаей, как будто поток водопада из-под крыши вылился, полетели через широкий тротуар и уселись по другую его сторону на куст боярышника. Это было очень красиво, как они вылетели. Света так и замерла от восхищения. А Яшка достал из кармана булку и начал крошить, и тогда все воробьи (и с ними ещё несколько других подлетевших маленьких птичек) слетелись с куста к нему. Они совсем Яшку не боялись, они сидели у него под ногами, на плечах, на ладошках, они летали вокруг него, как будто он был какой-то волшебный. А Яшка смеялся и крошил булку.

- Я их всё время кормлю, почти каждый день, они меня знают, - улыбаясь, звонко говорил он, оборачиваясь к Свете. - Смотри, какой я им дружок! А если бы мы все так дружили, все со всеми, ах, какая была бы красота!

А прохожие шли и оглядывались на мальчика-короля в воробьиной мантии. Улыбались и показывали на него своим спутникам, качали головой. Но вдруг из арки вышел какой-то серый господин в пальто и с палочкой и пошёл мимо Яшки. Воробьи разлетелись в разные стороны, а господин потряс палочкой и сердито сказал:

- Давайте, давайте, кормите! Мышей ещё только нет! - и ушёл.

Воробьи больше не вылетали, только один-два остались на кусте. Яшка докрошил булку, а в глазах у него стояли слёзы.

- За что они такие злые? - заплакал он и ткнулся Свете в плечо. - За что? За что? Какое энергосбережение, когда люди такие злые? Какие академики? Они любить никого не умеют! Ах, если бы знать, как научить людей любить, я бы сто раз умер, чтобы их научить! Сестра говорит, что я ещё маленький, а когда я вырасту, я перестану быть такой глупый; тогда - как я не хочу вырастать, как я не хочу вырастать! Лучше бы я умер, чем стать таким серым и с палкой!

- Нет-нет, ты ни за что не станешь таким серым, ведь это же от тебя зависит, каким ты станешь, - пыталась успокоить его Света.

- Света, я не стану таким, но я всё равно стану взрослым! У меня будут взрослые мысли и заботы, я буду работать, я буду папой, я же не смогу больше кормить воробьёв, валяться в траве, я не смогу! Света, я в этом году узнал, что в траве валяться нельзя, потому что там бывают клещи, и человек может умереть от укуса, причем не сразу умереть, а даже хуже, у него мозги заболят, и он на всю жизнь станет дураком. Как же я теперь смогу в траве валяться? Я ведь раньше думал, что каждый дядя, каждая тётя - хорошие, они мои друзья, я их любил, я их всех любил, а теперь я их не могу любить, потому что я знаю - они злые! Я думал, мои мама и папа - самые умные в мире, и учительница - самая чудесная, а потом так получилось, что мама и учительница стали спорить, а я-то в коридоре был, я всё слышал, и я понял, я вдруг понял, что взрослые сами ничего не знают, как жить! Они не знают! Я ведь думал: я мало знаю, но они-то меня научат. А теперь я не верю, что они научат меня. Они научат меня быть взрослым, а я не хочу быть взрослым. Я хочу, чтобы всё-всё вокруг радовалось. А ещё... а ещё я тебе вот что скажу, пойдём, - Яшка вытер слёзы и побежал к большим газонам посередине проспекта, на которые дворники снег сбрасывали. Перебрался через потемневшие глыбы слежавшегося снега, спрятался там внизу, и снаружи его стало не видно. Света тоже к нему туда забралась.

- Вот так. Теперь нас видит только небо, - сказал Яшка. - А для людей нас нет. Мы есть только для неба. Я тебе скажу. Когда я был маленький, я был необыкновенный. Я столько понимал. Я столько знал, как будто я был мудрец. Я даже не помню, что я знал. Как будто бы у меня был третий глаз, и я всё знал, а теперь осталось только два. Я помню, что что-то было, и это был не сон, но я уже не могу вспомнить, что. Не могу. Но я птиц понимал, и я даже знал, что внутри камня живет. Я только не помню, что. Так вот чего я боюсь, Света. Я забыл это, потому что вырос. А если ещё через семь лет у меня останется только один добрый глаз? А ещё через семь - ни одного? И я пойду мимо воробьев, которым я был дружок, и я толкну их палкой не оттого, что я злой, а оттого, что я даже не увижу, какие они живые и красивые! Может быть, мне покажется, что это грязь какая-то лишняя, такая же, как драные тапки у мамы под шкафом. Вот чего я боюсь. Я сказал маме, что капельки живые, она так улыбалась, она соглашалась, она меня похвалила, а сама точно так же воду льёт, она думает, я так играю. Она не видит. Света, ты понимаешь, какая тайна - взрослые не видят ни капелек, ни волшебных колокольчиков! Вот почему они такие! Они берегут только кошелёк, потому что только его они видят. Вот так. И мы их не исправим. То есть нет, их можно заставить за все платить, и тогда они будут тратить поменьше воду и свет. Но чуть только у них будет побольше денег, они скажут: а ничего, у нас денег много, нам не жалко! И они не полюбят воду и свет. А если не полюбят, то зачем тогда всё, что мы делаем?

- Яшка, а тебе не холодно в снегу лежать?

- Холодно, - сказал он. - Ну и что. Зато я здесь есть только для неба. А только я встану, опять попаду к людям. А что я говорю, это тайна. Только для тебя. Потому что ты капельки живые понимаешь.

- Яш, - сказала Света. - А может, ты вправду пророк какой-нибудь? Который для великих дел родился?

- Мы все для великих дел рождаемся, - сказал Яшка. - Все. Но потом мы вырастаем и не помним про это, - он помолчал и стал петь песню из фильма:

- Ну а если спросят вдруг, где любимая и друг, промолчи в ответ с улыбкой, пусть никто не видит сердце поседевшим от разлук... Паганини был такой одинокий, и его не любили. Почему меня не было рядом? Я бы его так любил... Я бы с ним так дружил... Света, у тебя есть немного денег? Мне очень леденца хочется. Они недорогие, леденцы.

- Есть, пойдем, - закивала Света, и они пошли в гастроном. Яшка пошёл вдоль рядов с товарами и говорит:

- Ну вот смотри, смотри, что они делают! Все в пенопластовые коробочки упаковали! Ну ладно - торт, да? Чтоб не помялась красота. Ну даже изюм - пускай, чтоб он не рассыпался. Ну зачем они кабачок-то в коробочку положили, зачем коробочка одному кабачку, ну зачем? Чтобы выкинуть её, только чтобы выкинуть. Сделали - выкинули, ну и что, она же дешевая, вот им и не жалко выкинуть... Света, пойдем вот туда, там у них ящик для пожеланий прибит, но он высоко, я не дотянусь. Дотянись до него, возьми листочек, я отзыв напишу. Ну вдруг они поймут. Ну вдруг!

Он написал на листочке про то, что надо беречь ресурсы земли и не тратить коробочки под кабачки. И ещё написал, что вот если бы они организовали пункт приёма обратно всех этих коробочек. И Света этот листок опустила в ящик для отзывов.

- У меня папа каждый вечер покупает печенье в таких коробочках, - сказал Яшка, облизывая леденец. - А днем он покупает обед в полиэтиленовых коробочках. В месяц у нас шестьдесят коробочек получается, а в год - даже не сосчитаешь, сколько! Это же просто невыносимо! Ты когда-нибудь была на городской свалке?

- Нет. А где это?

- Да не знаю, далеко, там, ехать долго. Мы с папой ехали один раз летом на машине мимо свалки. И я видел смерч. Ты видела смерч?

- Нет, это что, ураган?

- Нет. Это такой крутящийся столб из ветра, пыли и грязи. Он сам по себе возникает, когда в природе что-то неладно. Вот я видел там смерч. А тамошние люди рядом стояли и почти не смотрели на него. Наверное, там часто бывает смерч. Он мне долго снился... А Олег говорит, что в других странах мусор перерабатывают. Собирают гнутые коробочки и делают из них новые. А мы вот живём далеко от свалки и даже не знаем, как сильно мы намусорили в мире и какие мы создали смерчи... Дружок, дружок! - закричал Яшка и побежал к какой-то дворовой собаке. Совсем это был не его Дружок. Но пёс Яшку узнал и стал хвостом вилять, а Яшка его погладил.

А Света стояла, смотрела на Яшку и удивлялась, кто же он такой, этот Яшка-граф, рождённый для великих дел?



Назад в раздел


Дорогие читатели, автор всегда  рад вашим отзывам, вопросам, комментариям!
 
(c) Все права на воспроизведение авторских материалов принадлежат Екатерине Грачёвой. Цитирование приветствуется только при наличии гиперссылки на источник. Самовольная перепубликация не приветствуется, а преследуется по закону. Если вы хотите пригласить меня в какой-то проект, сделайте это легально. (написать >>>)
positive-lit.ru. В поисках пути Человека. Позитивная,жизнеутверждающая литература. (с) Екатерина Грачёва.