ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩАЯ ЛИТЕРАТУРА
Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову
Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову
Читать всего совсем не нужно;
нужно читать то, что
отвечает на возникшие в душе вопросы.

Лев Толстой






ИЗ КНИЖНОГО КАТАЛОГА
 


В СОЦСЕТИ
 





Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация

1.3. Горностай.

 
1.3. Горностай.



Марина, Борис

Некоторые боятся умереть, Марина Ладогина умереть не боялась. Уже лет с пяти она почувствовала, что щемящий мир акварельных сказок тает под жёсткими лучами земного солнца, и стала ожидать, когда же закончится её жизнь на земле и она снова уйдёт в мир света и красок. Нет, умирать специально она совсем не собиралась — это было бы грешно и глупо. Возможно, теплилась и надежда: вдруг всё же есть где-то на земле отблески Акварельного Солнца? Но жила как принцесса в заколдованном тысячелетнем замке. Ни с кем не общалась.

Точнее, когда была совсем маленькая — играла, конечно, с детьми в песочнице и бегала за стрекозами. А лучшим другом её был вежливый мальчик Боря, иногда гостивший в соседней квартире у бабушки и тёти. Боря был добрый, как его бабушка, очень воспитанный, никогда ничего не ломал, даже давал Марине поиграть своей машинкой, впрочем, ревниво наблюдая за тем, правильно ли она её катает и не засыпался ли в колёса песок. За это Марина показала ему Волшебный Куст, который исполняет в полночь желания.

Этот куст и треугольный камень под ним были особенной болью. Марина вырастала, а камень под кустом словно бы уменьшался. Она ходила мимо них в школу каждый день, но уже не слышала их волшебности. Как оглохла, как ослепла в тот мир, который раньше был ей открыт!

Однажды она нашла на улице пять рублей, пошла в «Канцтовары» и купила толстую тетрадку в зелёно-перламутровом переплёте, а также большое золочёное перо и чернильницу. Чернильница стала предметом острых семейных споров, но Марина вымолила и отплакала своё право ей пользоваться, тем более что при своей аккуратности она никогда и ничего не роняла и не проливала. С тех пор жизнь Марины свелась к этой и другим, новым тетрадкам. Каждый вечер зажигались свечи в канделябре ручной ковки, золочёное перо скрипело по плотной бумаге, а почерк у Марины был витой, как древняя вязь. Отныне у неё была своя и больше ничья страна — Эверлид. Ее саму звали там королевной Амаир. Правда, там у неё тоже не было друзей, но тому была очень серьёзная и особенная причина. Все жители Эверлида знали эту причину и к королевне не приставали. А отец королевны её защищал!

А вот Маринкин папа к ней приставал. Почему да почему она такая нелюдимая.

— Папа! — она пересказывала ему историю за историей, которые происходили в классе. — Ты правда хочешь, чтобы я вела себя как они и стала таким же плебеем?

— Доча, доча! — страдал папа, начиная нервно перебирать бесконечные листы своей кандидатской. — Конечно, плебеи — это плебеи. И моя воспитанная королевна не должна быть на них похожа. Но ещё ни одна королевна в мире не могла обойтись без плебеев. Кто-то должен был готовить ей еду, кто-то доставлять воду и стирать полотенца, кто-то шить платья и отливать пуговицы, кто-то выкапывать уголь для камина и даже умирать под завалами в угольных шахтах. И если ты не научишься ценить работу плебеев...

Дальше следовали великие монологи, пригвождавшие Марину своей правильностью. Но только вот папины метафоры и эпитеты не объясняли ей, как любить и ценить тех прекрасных представителей бесценного простонародья, которые её ненавидели. Нет, её не задирали, но стоило ей куда-то войти, присесть к столу, подойти к группе — все разговоры прекращались. Когда у кого-то ломался карандаш или кончалась ручка — просили у других, даже если Марина была рядом.

— Какая милая девочка! — шептала однажды новенькая где-то за спиной, и Марина поняла, что это про неё. — Почему она сидит одна?

— Снегурочка? Обходи её подальше, — ответили ей. — И не сболтни ничего, а то настучит и заявит, что боролась за правду...

Марина тогда тут же встала посреди урока, развернулась и громко сказала:

— Стукачество — это когда один человек тайно доносит на другого в карательные органы, и чаще всего анонимно. Когда и на кого я стучала?! Это когда Синицына, Титова и Ниткин поисправляли оценки в журнале и сделали всё так, будто это был Уткин? Это что, об этом я должна была молчать?! Каким бы плебеем он ни был, разве это не подлость? Это уже какой-то суд Линча! А главное, что и учителя сразу поверили, как будто у нас не существует презумпции невиновности! Я и при этом должна была молчать? Да я первая проголосую, чтобы Уткина из школы выгнали или хотя бы продезинфицировали! Но только не за такой подлый подлог, а за курение, за асоциальный образ жизни и за тех вшей, которые он к нам в четвёртом классе занёс!

Новенькая сжалась в ужасе. Учительница не остановила Марину, молчала, и все молчали. Марина уже знала: они молчали для того, чтобы она говорила в пустоту и скорее закончила.

Не молчал только тот самый аутсайдер Уткин, Гадкий Утёнок, такая кличка у него была в компании местного бандита Багра. Гадкий раскашлялся и долго остановиться не мог, а потом этот кашель перешёл в хохот.

— Уткин, выйди в коридор и возвращайся, когда отвеселишься, — выставила его учительница. — Надеюсь, ты с этим поторопишься. Марина, я могу попросить тебя продолжить дискуссию с твоими оппонентами после урока?

И так было всегда. Никому не было дела до правды и красоты, даже учителям. Лишь бы без скандалов и двоек.

Марина не делала ничего плохого, но ничего хорошего из этого не выходило. И тогда она перестала делать что бы то ни было в этом внешнем мире. Просто заперлась в своей комнате, которую густо украсила металлическим серпантином и букетиками сухих цветов. А люди пускай живут сами среди своих зрелищ и хлеба. Марина им не нужна, без неё им лучше и веселее, так что она никому не обязана быть общительной!

Кто знает, может быть, если бы не та история с Гадким, когда Маринке по совести пришлось его защитить, у неё всё сложилось бы лучше? Впрочем, нет. Если бы не это, было бы что-то другое. Мир всё равно слишком неправильный.

А ведь они все считают, что Марина гордячка. Знали бы они, как подолгу она грызёт перо, пытаясь найти в каждом что-то хорошее и выписать это на бумагу...

Однажды Марина увидела девочку, с которой вдруг захотела познакомиться. Под Новый год изостудия городского детского клуба открыла свою выставку, и Марине запомнились акварели девочки — не те, что на стене, а те, что в перелистном альбомчике. Были там и акварельные замки. И всадники на конях. И люди-путники на дорогах, и какие-то ещё миры… Маринке захотелось, чтобы были к её книжке такие иллюстрации. Только, может быть, немного потоньше, попрозрачнее, но сама она не умела рисовать, а с других людей не возьмёшь больше, чем у них есть…

Ходила Марина тогда вокруг девочки, имя хорошо запомнила — Любимова Стася, но познакомиться так и не решилась. Слишком много было у этой Любимовой знакомых, слишком звёздно она себя вела. С ней всё время разговаривали другие студийцы, больше мальчики, и даже посетители. И выглядела так, будто её все любят, как будто ей все рады, и сама она рада всем без разбору — дешёвка!..

А рисунки вспоминались и вспоминались… Даже в рукописях иногда невольно появлялись словесные копии акварельных причуд художницы. Марина подумывала, не прийти ли ей на какое-то занятие изостудии, чтобы подкараулить девочку одну, но в это время произошли перемены, надолго занявшие её внимание. Соседские тётя, дядя и их отпрыск съехали с соседней квартиры, в ней зазвучал громкий басовитый смех и начался ремонт. Лоджия начала стремительно очищаться от лишнего хлама, от шкафов и ящиков, которые там всегда стояли и удобно укрывали Маринку от лишних глаз. А однажды ночью, когда она смотрела на звёздное небо, вышел на соседнюю лоджию совсем взрослый парень в закатанной по локоть рубашке, красивый, с чуть блестящими чёрными волосами и отчаянно чёрными бровями, и сказал:

— Боже мой! Наш старичок Волшебный Куст всё жив и здоров под снегом, только такая досада, я совсем не помню, как вас зовут... А вы меня помните? Я Борис... Ковалевский. Ну, я к бабушке жить переехал. Не помните?

И посмотрел так, что Маринке расхотелось прятаться.

Сначала с ним было хорошо, и она почти каждый вечер выбегала на лоджию. Борис звал было её в гости, но она отказалась. Это было так необычно — стоять на морозном воздухе в уютном свете своих же окошек, глядеть на звёзды и делиться горячим чаем из термоса… Борису было всё интересно, так что Марина неожиданно для себя вынесла однажды одну из своих тетрадей и стала читать историю про принцесс, драконов и волшебников. Сосед слушал вполне серьёзно. Правда, это могло быть из вежливости...

Учился он в десятом классе соседней седьмой школы, которую хотели превращать в лицей, по уши был погружён в математику. Если он выходил раньше, то неизменно с книгой, испещрённой формулами и крючками. Это было поэтично. Но это было не всё...

Ни свет ни заря Ковалевский заводил вокруг дома спортивные круги, и Марина уже не могла наслаждаться рассветом, этот грубый спорт под окошком всё портил и ломал. Ещё хуже было, когда Борис не успевал побегать на улице и начинал махать руками и ногами у себя на лоджии, тогда утро было испорчено совсем. Конечно, глупо протестовать против здорового образа жизни, но... у всего есть своя мера. Борис был чрезмерен. В широкорукавых рубашках этого было не видно. А вот обтягивающие спортивные водолазки, которые приходилось лицезреть Марине, открывали рельефы какого-то, простите, качка!

Впрочем, сначала с ним было хорошо, несмотря ни на что.

А потом приблизилась весна, и понемногу начали орать коты. Марина как-то выбежала на минутку без куртки, уж очень красив был закат. Стояла и смотрела на краешек солнца, хотя уже порядком озябла, хотела оставаться с солнцем до конца. А Борис как перегнётся через перегородку! И попытался обнять её своей здоровой ручищей — а возможно, и больше. От ужаса Марина ударила его по голове чем под руку попало (а попал папин берёзовый веник) и сбежала в комнату, не зная, можно жить дальше или уже пришла пора умереть. Борис тут же перепрыгнул через загородку на её половину и, широко раскрыв глаза, тихо забарабанил ладонью по стеклу двери:

— Маринка! Ей-Богу! Прости! Дурак! Ничего не хотел плохого! Больше не буду! Ваше высочество!..

Несколько месяцев они не разговаривали. То есть, Маринка скрывалась от него, и он не приставал. И балкон отгородила, натянув старую ткань с вышитыми на ней запретительными рунами на языке страны Эверлид. Конечно, это была не преграда, но тем не менее...

Мама с папой только пожали плечами, когда она им рассказала. Считали, что быть обнятой чужим мальчиком — обычное дело. Сказали, что Борис им очень нравится и они не против такого жениха. Что даже если Марина не полюбит его, надо же ей поучиться общению с молодыми людьми, а учиться лучше на порядочных мальчиках, таких, как он. Марина плакала весь вечер. Жизнь никуда не годилась!

Вскоре после того на уроке биологи им рассказывали легенду о белом зверьке горностае. Который скорее попадётся в зубы лисе или под прицел охотника, чем будет удирать от них по грязи. Учительница предложила им выразить своё отношение к этой легенде письменно.

Маринка написала: «Если для того, чтобы спасти свою жизнь от непонимания, от одиночества, от нападок, нужно спуститься в грязь — то чего стоит такая жизнь? Тогда ни к чему все лучшие мечты, надежды и краски. Лучше умереть».

После урока она попросила учительницу показать ей ответы. Как она, не думал больше никто. Одни писали, что это романтично, но глупо и не жизненно, противоречит закону выживания сильнейшего. Другие — и того хуже — писали, что так вообще не бывает, иначе бы все горностаи давно повымерли, а изобрели эту неправду продавцы меха в рекламных целях. Самого разгромного ответа она ожидала от ужасного существа с задней парты. Гадкий написал длинно:

«Очень жизненно. Белые горностаи и чёрные охотники со сворой. Охотники побеждают. Всё по Дарвину, всё из обезьяны! Я вижу, что Вам жалко горностаев и Вы преклоняетесь перед их белизной. Поэтому воротник у вас песцовый. Трогательно. В самом деле, песцы готовы спасать свою шкуру по колено в грязи и потому шкурники и презренны навеки. Только одна проблема. Вам чистых жалко, а охотникам всё равно, на кого псов натравливать: на чистых или на грязных, лишь бы мех был. Потому приходится рвать всяких».

Подпись: «Охотничий пёс», перечёркнуто и написано дальше: «Охотничий песец, который согласен драть кого угодно, чтоб его самого не пустили на воротник».

— Вот что мне делать с этим хамом? — устало произнесла учительница. — Ничего не знает, но как каждый раз изощряется в своём хамстве!

— А почему таких нельзя сразу садить в тюрьму по закону? — спросила Маринка. — Без подлогов? Вот ведь всё же ясно, что за человек. Почему сажают уже тогда, когда беда произошла и ничего не поправить?

Но учительница не смогла ей ответить, испугалась такого вопроса. Спросила только:

— За что ты его уж настолько ненавидишь?

— Вот почему вы все так, — расстроилась Марина. — Мне страшно за общество, которое будет его терпеть, за ваших же детей и внуков. Мне больно смотреть, сколько нервов вы на него тратите. А ненавижу я запах табака и этих его вшей, а то и чего похуже, что он может притащить в ваш подшефный класс, родители которого потом обвинят во всём вас. Я говорю вслух то, что думают все — почему люди делают вид, что это я всех ненавижу, а они добрые и ничего такого не думали? Ну посмотрите мне в глаза и скажите, что вы любите Гадкого, хотя он и хам, и рады его воспитывать!

— Нет. Я не рада. Я от него устала, — признала учительница. — Ты умница, Марина, но раз уж ты любишь правду — боюсь, от твоего правдолюбия я устала не меньше. Но и он, и ты — мои ученики, и я здесь, чтобы дать вам знания, даже когда я устаю.

— Извините, что отвлекла, до свидания, — тут же встала Марина. — И не бойтесь, от правды устают все. Я привыкла.

В этот день у Маринки было какое-то совсем подавленное настроение, и она долго плакала, взывая к неведомо где пребывающему принцу-горностаю Эалиону, в которого верила всей душой. Должен он быть на свете, иначе вообще обречён мир, состоящий из охотничьих песцов, гуляющих на воле...

На другой день Утёнок пришёл на урок в синяках. На вопросы отвечал, что ушибся.

— Сам себе судьбу ваяешь, охотничий песец, — сказала ему учительница.

Он лишь усмехнулся. И продолжал нахальничать. На следующем же уроке — физкультуры — успел нарочно запнуть мяч далеко-далеко, на территорию чужой школы, чтобы урок протянуть. Побежал его доставать и успел наговорить каких-то гадостей чужой девчонке. Всё как всегда… Ой, это же была она — та самая художница Стася Любимова. Она в соседней школе? Надо же! Но… почему она с ним разговаривает? Смотрит на этого охотничьего песца как на товарища!.. Неужели ей совсем всё равно, кто к ней обратится?! И если я подойду к ней, то буду для неё ничем не лучше Гадкого? Одной из поклонниц её творчества?!

Дома Марина перелистала свои старые тетради. Всё там было ей дорого, но написано по-детски, неумело. Слащаво даже. Вряд ли это можно кому-то показывать. Когда-нибудь надо будет переписывать заново. И может быть, складывать историю немного по-другому. Маринке захотелось, чтобы у королевны Амаир появилась сестра. Ну… вздорная такая сестра, вот такая вся дурочка общительная… которую все любят, а она доставляет всем неприятности своим характером. Но на самом деле… эта сестра будет очень любить молчаливую королевну Амаир. И понимать.

Маринка поймала себя — опять глодала кончик пера. Всё так глупо. Ей опять не хватает воли жить с настоящими людьми, и она переносит их в книжку. В книжках она может даже шутить, как никогда не делает в жизни, только все шутки приписывает другим персонажам, поглупее. Не себе. Может быть, ей теперь захотелось почувствовать себя вздорной сестрёнкой? Или упиваться тем, что её, только её по-настоящему любит такая популярная особа? Позорище… Да, ты вся прямо такая принцесса, все прямо так на руках тебя должны носить, и твой Эалион, которого на самом деле нет и не было…

— Молчать! — прикрикнула Марина, стукнула по столу пером в сжатом кулаке. Опять! Опять какие-то мрачные тени покушаются на самое главное! Нет уж, даже если всё остальное выдумка, Эалион — не выдумка! И даже если он выдумка, то он станет, станет, станет настоящим!

Да, мне вздумалось мечтать, что меня любят и ценят. Да, вздумалось! И ещё не то вздумается!

Маринка хладнокровно выбросила гнутое перо, протёрла поцарапанный стол, нацепила новый наконечник. Вот. Новое перо, новое тетрадь, новая история Эверлида. И будет так, как я захочу!



Назад в раздел


Дорогие читатели, автор всегда  рад вашим отзывам, вопросам, комментариям!
 
(c) Все права на воспроизведение авторских материалов принадлежат Екатерине Грачёвой. Цитирование приветствуется только при наличии гиперссылки на источник. Самовольная перепубликация не приветствуется, а преследуется по закону. Если вы хотите пригласить меня в какой-то проект, сделайте это легально. (написать >>>)
positive-lit.ru. В поисках пути Человека. Позитивная,жизнеутверждающая литература. (с) Екатерина Грачёва.