ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩАЯ ЛИТЕРАТУРА
Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову
Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову
Читать всего совсем не нужно;
нужно читать то, что
отвечает на возникшие в душе вопросы.

Лев Толстой








В СОЦСЕТИ
 





Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация

1.6. Поворотная точка.

 
1.6. Поворотная точка.



Борис, Вовка, Стася, Робингуд, Утенок, Чиба

То, что седьмой школе собираются официально присвоить статус лицея, чтобы получить уже законные основания для отсева неуспевающих и для дополнительных денежных сборов на оплату хороших педагогов, было известно давно. А кому не хватит ума или денег — пожалуйста, скатертью дорожка в пятую школу напротив. Когда Борис сказал об этом родителям, мачеха, конечно, повздыхала, а папа, конечно, сказал, что деньги найдутся. Правда, в пятой училась Маринка, так что Борис бы не слишком расстроился, если бы денег не нашлось и он попал в пятую.

Вот Вовка Зосин, невольный приятель Бориса, с которым угораздило учиться вместе с самого садика — тот горевал. Вовка из новоиспечённого лицея с новоиспечёнными правилами вылетал как троечник почти по всем предметам (кроме обожаемых им химии и литературы). Как следствие — разлучался с его ненаглядной Любимовой Стасей из десятого «А», по которой он вздыхал уже год. Шансов у него не было никаких, ничего общего он с Любимовой не имел (да и у неё уже вроде был парень), таким образом, попадание в другую школу окончательно лишало Зосина последних безнадёжных надежд. Некоторые над Вовкой посмеивались, Борис не посмеивался: во-первых, потому что он вообще не любил посмеиваться, а во-вторых, потому что ему самому приходилось несладко. В лицее он ещё мог не думать о Маринке, но по вечерам ему неизменно казалось, что он слышит через стенку скрип её золочёного пера, и тогда не думать уже было трудно. Ох, если б она ещё любила кого-нибудь существующего, он бы это понял, принял и во многом успокоился, но ведь она бредила поднебесным принцем Эалионом, которого нет и быть не может в принципе!

В поисках выхода Борис даже отыскал однажды книгу о шизофрении и пытался понять, по какой логике может строиться Маринкин внутренний мир, но книга ему ужасно опротивела на двенадцатой странице, и он её выкинул. Умнее было сдать в библиотеку, но эти двенадцать страниц так горели у него в руках, что он изорвал всё и выкинул. Хорош поклонник, записывать любимую в шизофреники! Впрочем, если разбираться, он и сам такой: уплывёт в волшебный мир парабол и гипербол, и попробуй дозовись. Иногда ему снилось, что он летит вдоль оси абсцисс, начерченной в космосе невесомой светящейся нитью, пробивая собою какие-то бесплотные фигуры, плоскости, пространства... летит туда, где в неведомой точке соединяются ноль и бесконечность, и одна ветвь гиперболы перетекает в другую! Но никогда он туда не доплывал. В лучшем случае начинал брезжить какой-то неземной свет, и всё кончалось звонком будильника.

Ну вот, а после объявления о совместной художественной выставке-продаже Робингуда и Любимовой для сбора средств на Стасино обучение Вовка стал ходить совсем мрачный.

— У неё бабушка на операции, все деньги туда, а он не может по-человечески поступить и взносы эти несчастные ей простить, тем более что они по закону вообще-то добровольные. Джентльмен, тьфу! — ругался Вовка. — Вот увидишь, он опять будет себя креативно пиарить!

— А что плохого в творческой самоподаче? — пожал плечом Борис.

— Да тебе вечно ни до чего дела нет кроме своих графиков! — обвинил Вовка, который по жизни внимательно собирал всевозможную закулисную информацию и именно это считал активной гражданской позицией. — Вот ты приди на эту выставку, приди и побудь там, тогда поймёшь! Я не знаю, что там будет. Но я знаю, кто такой Робингуд! Вникни хоть раз в жизни, чем творчество от креатива отличается!

Борька почему-то вне всякой логики представил Маринку, как будто это Маринка вывесила свои тетрадки на выставке и продаёт их, и несколько содрогнулся. Она даже издалека боится их кому-то показать, чтоб никто не узнал. Но Любимова — это, разумеется, не Маринка. Любимова была довольно популярна, а Борис не интересовался ничем популярным. На выставку он, впрочем, решил пойти.

В день мероприятия не успел Борис войти в лицей, как вход ему перегородил противненький восьмиклассник по кличке Чиба. Он сделал себе внушительный бэйдж с надписью «Коммерческий директор художественной выставки г-н Артур Чибонин», почти забаррикадировал вход в школу партой и приставал ко всем входящим, как балаганный шут: то грозился не впустить, то умолял подать на обучение несчастной Стасе, базарно рекламировал картины, открыто запугивал не желавших идти на выставку немилостью директора, попутно торговал какими-то цветными конвертами и жевательной резинкой.

Борис пошёл в зал посмотреть картины. И обомлел.

Сначала, пока ещё по ходу коридора, увидел какие-то гнутые человеческие тела, перетекающие в разные символы и геометрические фигуры, вздохнул за бедную геометрию. На многих работах висела записка «продано», и Борис наивно удивился, откуда в лицее столько любителей подобных абстракций.

— Хе! — сказал Чиба. — Ну так это Робингуда картинки! А учителя сюда тоже заходят! Выставка, в некотором роде, просто обречена на аншлаг. Перестройка с демократией, конечно, сделали в нашей стране своё дело, но начальников ещё до сих пор никто не отменял… — он противно захихикал.

А вот уже в самом зале боковая стена, которую из коридора не было видно, оказалась густо завешана альбомными листами, на которых тремя-четырьмя разноцветными маркерами были начёрканы карикатурные человечки-огуречки. «Жека Козин мылит шею Петюне Агапову». «Петюня Агапов не остаётся в долгу». «Завуч Нина Артёмовна потеряла зеркальце». «Робингуд проспал в школу». «Робингуд смотрится в зеркало». «Робингуд выбивает стройматериалы». «Академик Боря уличает Марию Игнатьевну в некомпетентности». И так с потолка до пола, а проданные работы помечались цветными бумажками на скрепках, причём было таких уже много.

А дальше шли Стасины рисунки, и это вновь было не то, что Борис мог ожидать. Больше пейзажи, причём какие-то слишком хрупкие для Стаси пейзажи: то травинка на переднем плане с качающейся на ней божьей коровкой, то один листочек среди листвы прописан тонким и мокрым. А несколько работ — пейзажи сказочные, словно сошедшие из Маринкиных тетрадок. Около этих Борис остановился в замешательстве, перевёл взгляд в угол зальчика, где совершенно спокойно сидела за партой сама Стася Любимова и улыбалась, чертила что-то в тетради.

После сказочных зарисовок шёл ряд портретов лицеистов карандашом или углём. Похоже, они были старательно срисованы с фотографий именно на продажу. А вот, однако, и Зосин, не совсем на себя похожий: мелкие кудри — его, и все эти продолговатые черты — его, только был он более свежий, что ли, чем в действительности. Более юный и безгрешный.

— Любимова! — зачем-то сказал Борис через весь зал. — Продай Зосина?

— Ну и выражения у тебя, Академик, — дружелюбно покачала головой Стася. Чиба поспешил записать продажу в тетрадочку, чуть ли не из рук вырвал деньги и стал цеплять очередную цветную бумажку.

Борис подошёл и остановился возле парты.

— Любимова, я смотрю, тебе тут весело. Скажи, ты действительно не понимаешь, что происходит, или притворяешься?

— А ты, Академик, хорошо понимаешь, что происходит? — неожиданно ринулась она с места в карьер, точно сам Робингуд. — Посреди мёртвого штиля запущенного образования в растерянной на перепутье стране рождается храм знания. Ты хочешь учиться у достойных преподавателей? Достойным преподавателям надо платить достойно. А чтобы развивать культуру учеников, чтобы переломить наши всенародные казарменно-колхозные замашки, надо преобразить это серое здание в подобие храма. И всё это стоит денег, и учителя, и стены. И эти деньги надо где-то добыть, а где? Наш народ не привык платить за образование, он вопиет и возмущается. И человек, взваливший на свои плечи всё это построение, ежедневно отбивается от толп осуждателей. Если он примет бесплатно одного человека, его одолеют сто. Потому что все хотят учиться в хорошем месте. А как прикажешь Робингуду сражаться против этих толп, как не публичными акциями? Так что проникнись, Ковалевский, щедростью нашего директора, спасающего нищую девочку, и подай мне на обучение! А Чибе я очень благодарна за то, что вместо него на пороге не приходится плясать мне. А если тебе всё это не нравится, сделай сам лучше и прекраснее, а потом приходи осуждать.

— Стася, я думал… я думал, что у тебя рисуночки и глупости, но это же какое-никакое искусство... от души! И рядом все эти подзаборные каляки-маляки и этот Смеагорл с бэйджиком, бегающий между ними — Стася, это же надругательство не только над тобой, а над искусством, над достоинством человеческим, понимаешь? Или тебя не заботит, что про тебя сейчас говорят за углом? Это такая гадость, которой...

— Да, гадость! — энергично перебила она. — И если тебе эта гадость не нравится, уходи из лицея и учись в ханжеской и негадкой школе среди учеников-двоечников и учителей-надзирателей. А если ты в лицее остаёшься, ты его судьбу разделяешь, понял? И всё, что здесь происходит, это происходит для тебя, Ковалевский, лично для тебя. Чтобы твой научно-жизненный путь сложился красивей и прямей. Понял?

— Для меня?! Неправда! Есть сто способов заработать более благородно, даже милостыню можно просить благородно! А ты... Из-за какой-то паршивой лицейской бумажки...

— Во-первых, говорю тебе, это не зарабатывание, а публичная акция. Которая понадобилась Робингуду, который и делает Лицей, в котором хочет учиться Ковалевский. Во-вторых, я не знала, что именно Робингуд на выставку принесёт, думала, что вправду картины… — на её лице наконец хоть немного проступила тень огорчения. — И в-третьих... не твоё дело, какие бумажки мне нужны и почему.

Тут белобрысый джинсовый парень из Стасиного класса забежал.

— Позорище! — закричал он, с размаху обрушив на парту ладони и нависши над Стасей. — Что за мазня? Где мои парад­ные портреты на самом главном месте? Кто их раскупил и унёс отсюда? Неужели девушки лицея? О нет, я знаю, это учителя, ты меня девушкам не отдашь... Говори скорей, кто же на меня позарился: Светлана Николаевна? Лариса Альбертовна?

— Вот и не угадал, все твои парадные портреты купили поварихи, — сказала Стася, заметно обрадовавшись его появлению. — Оптом!

— Поговори ещё у меня! — он погрозил кулаком. — Я тебе заказывал работу? Заказывал! Где она? Ты мне так всю жизнь изломаешь... Академик, я ей заказал картину «Сапожков преданно внимает лекции любимой учительницы». Похоже, что она её не нарисовала! Я на неё так надеялся! Я уже готовился отксерокопировать и всем учительницам разослать... Конверты вон у Чибы купил! — возгласил он и помахал двумя конвертами, вытащив их из внутреннего кармана джинсовки.

Борис покачал головой и пошёл прочь. Он про этого Сапожкова знал только то, что он шут гороховый, и беседовать с ним не собирался.

Звонок ударил по ушам, пронеслось стадо мамонтов. Борис заметил, что у него волочится шнурок, присел завязать, задержался, когда поднял голову — увидел, как со второго этажа вместе с Робингудом спускается делегация с телекамерами. Директор махнул рукой в его сторону:

— Вот, пожалуйста. Борис Ковалевский. Шестнадцать лет. Всего. Но. Восемнадцать призовых мест в олимпиадах различных уровней, в том числе российского. И вы хотите, чтобы эту золотую голову учила какая-нибудь Марфа Прохоровна, которая будет ставить ему двойки оттого, что у неё не хватит ума понять приведённое им решение? А кого кроме Марфы Прохоровны я могу принять на эту жалкую зарплату?

Камера успела поглядеть на Бориса, потом пронеслась дальше. К стене с каракулями.

— Вот, пожалуйста, — разъяснял Робингуд. — Все сейчас приходят ко мне и говорят, что у них стеснённые обстоятельства. И на бензин много денег уходит, и жемчуг мелкий. Вот и отец этой талантливой девочки, здоровый крепкий мужик с высшим образованием, пришёл и сказал мне, что его семейный бюджет не подразумевает расходы на образование дочери, а станка по печатанию денег у него нет, и весь он такой беспомощный. Я сказал ему: хорошо, я дам вам работу. По воскресеньям будете вместо меня торговать водкой на рынке, за лето заработаете. Но он и здесь начал говорить что-то о слезинке ребёнка алкоголиков, на которой нельзя выстроить всеобщее счастье. Но при этом он требует оставить дочь в лицее, преподаватели которого оплачиваются теми самыми водочными деньгами. Хорошо. Я его понял. По его мнению, я не только должен сам заработать на обучение его дочери, так ещё и должен сделать это художественным способом. Мне ничего не осталось, кроме как пойти и купить пачку бумаги и несколько маркеров. Посмотрите на эту стену. Посмотрите на эти ярлычки с надписью «продано». И скажите мне: есть ли такой человек, который не мог бы сделать то же самое?! Вон те крайние три кадра по двойной цене я из принципа ногой рисовал. Левой!

— Вот эти? — заинтересовалась журналистка. — Вадь, сними! Мне кажется, они даже более стильные!

— И я ещё спрошу вас, — продолжал директор, — как так может быть, что у родителей всех этих детей нет денег на оплату хорошего преподавателя, но находятся деньги на карманные расходы для покупки подобных шедевров? А вот так оно и есть: родителям наплевать. Но мне — мне не наплевать! Какое у меня среди детей погоняло — вы знаете. И я им горжусь. Можете говорить обо мне что угодно, объявлять государственным преступником, судить за неуплату налогов с вот этой ярмарки или за что угодно ещё, у меня грехов — по уши. Но если отцы голубых кровей в смутные времена отказываются от заботы о своих детях, значит, они такие отцы. Но я — не граф и не епископ. Я — разбойник Робин. И я буду охранять свой Шервудский лес!

После этой речи телевизионщики переключились на Стасю, которая всё это время сидела за своей партой почти неподвижно, опустив взгляд в тетрадку, лишь брови слегка подрагивали да рука сама собой чертила что-то на листке. Подошедшей журналистке Любимова улыбнулась с бодрой готовностью.

— Самому продавать свои работы — нелёгкий шаг для художника. Вам не страшно было на него решиться, не стыдно?

— А вам не стыдно нацеливаться на меня камерой? — ответила она.

— Почему… что такое? — смутилась журналистка.

— Вы же за это гонорар получите, — улыбнулась Стася. — Значит, вам тоже не стыдно и не страшно? Выходит, мы с вами родственные души…

— А почему вы так хотите остаться именно в этом лицее? — спросила журналистка. — Почему математический лицей Робингуда, а не сто тридцать третья школа с художественным уклоном? Престиж важнее призвания?

Стася помолчала, потом вдруг вскинула подбородок, с некоторым прищуром глядя прямиком на Бориса.

— Именно здесь я могу каждый день видеть человека, без которого мне было бы слишком грустно.

— Оу… — журналистка удивилась. — Ты о своём парне?

Робингуд меж тем, перехватив Стасин взгляд, тоже теперь изучал Бориса.

— Нет, — хмыкнула Стася. — Со своим парнем девушка могла бы встречаться где угодно и сколько угодно. Послушайте, у вас ведь всё равно секунд двадцать эфира будет, так что спросите сразу самое главное. Например, что будущая лицеистка думает о методах Робингуда, о которых так много спорят. Спросите, спросите, это же ведь и есть самый гвоздь.

— Что вы думаете о методах Робингуда, о которых так много спорят? — спросила журналистка.

— У каждого человека своя правда. Правда нашего Робингуда в том, что он деятель, — провозгласила Стася. — А не ошибается тот, кто ничего не делает. Вот и всё.

— Вам нравится ваш директор?

— На такой вопрос отвечать не хочу.

— То есть вы не сказали бы, что он вам нравится? — упорствовала журналистка.

— Чего ради девушка должна рассказывать на весь мир, нравится ей или нет какой-либо мужчина? — контратаковала Стася.

— Оу. Так вы смотрите на легендарного Робингуда как на мужчину? — не сдалась журналистка.

Борис не выдержал. В два шага оказался между ними:

— Женщина, вы крайне неэтичны и непрофессиональны. Какой канал нанимает таких журналистов? Я хочу увидеть ваше удостоверение. Предъявите его, пожалуйста.

— Какой вы серьёзный, товарищ медалист, — засмеялась журналистка. — Не волнуйтесь, больше не буду мучить вашу художницу. Просто мне было интересно… — она отвернулась к оператору. — Вадь, пойдём ещё бирочки крупняком снимешь.

— Эх ты, Академик, — подмигнул Робингуд. — Так я теперь и не узнаю, как на меня тут смотрят… Ну что, Любимова, молодец, навязала им свой вопрос. Так с ними и надо.

Борис хотел было уйти оттуда, но почувствовал, что Стася незаметно уцепила его за пиджак и не отпускает. Он не понял, чего это она вдруг, но остался.

— Вы их не оставляйте без присмотра, — засмеялась Стася Робингуду. — А то сейчас они там такого наснимают…

— Главное, Стася, что снимают. А всё прочее утрясётся… — он ещё раз поизучал взглядом Бориса. — Ладно, счастливо оставаться, распродай тут всё подчистую. А тебе, Боря, в класс пора, не злоупотребляй своей звёздностью слишком долго, — усмехнулся и ушёл.

— Ну, чего тебе? — повернулся Борис.

— Прости, — сказала Стася, и вид у неё разом стал беспомощный. — Я очень не хотела сейчас остаться с ним наедине. Большое-большое тебе спасибо.

— Почему не хотела? Что-нибудь происходит?

— Нет. Ничего. Я сама по себе трусиха. Прости. Это было очень нагло с моей стороны… Я боялась, что ты выдернешь пиджак и уйдёшь. Спасибо, что ты так не сделал… И вообще спасибо… — внезапно она оборвала сама себя:

— Ой, Академик, прости! Тебе на урок пора! А мне, в некотором роде, в туалет… — и сбежала.

Что-то явно происходило, но она не хотела об этом рассказывать и сбежала. И кто тот человек, ради которого она тут? Смотрела при этом на Бориса, будто хотела испепелить взглядом, а потом ещё и Робингуд уставился. Может, тут и вправду тень каких-то неуставных отношений? В такую гадость лучше не соваться с самого начала!

Конечно. Не соваться. А что делать? Отвернуться и зажмуриться?

А что, вляпываться, что ли? У них в любом случае свои игры, а он влез, как дурак, заступаться! И спасённая сама же от него и сбежала, и Робингуд на него теперь косится.

— Получите ваш портретик-с, — раскланялся Чиба, сунув ему угольного Вовку. — Можно уже всё забирать, скажи остальным… Кстати, они чем-то покрыты. Не мажутся и не карябаются. Можешь прямо между учебниками засунуть.

Борис забрал работу и ушёл. От всей этой истории у него всё сильней подкатывала под горло тошнота, и чувство это не уходило. Какая радость Вовке плавать в этих мутных водах закулисья? Разве нельзя жить, минуя всё это? Поверх, поверх…

Абстракции Робингуда были раскуплены учителями подчистую и развешены в лицейских классах. Каракули, конечно, разошлись среди учеников. У Стаси, действительно, купили в основном портретные эскизы, так что большинство картин остались невредимы. Впрочем, покупали и пастели, одну из которых Борис потом нашёл истоптанную в туалете, сначала подумал подобрать и отнести Стасе, но потом мелко изорвал и выкинул. Что ты сделаешь, если человек добровольно соглашается себя продать?

Вовка потом рассказывал, что когда Стася отлучилась, Чиба продал не предназначенный для продажи Стасин автопортрет в рост. Из тех самых, сказочных. Стася там нарисовала себя девочкой, одетой в крестьянскую одежду, стоящей на степной дороге с котомкой за плечами и отчаянно глядящей на некого далёкого всадника. Чиба возмущённо отбрыкивался, что не знает, кому продал, с журналистами вообще много левого народу наприходило. И вообще почему портреты одних можно продавать, других нет, — скандалил и говорил пакости. И Стася от него отстала.

А на следующий день Борис пришёл, по обыкновению, рано и увидел, что некоторое количество народу толпится на лестнице между вторым и третьим этажом. Высоко под потолком был как-то подвешен тот самый Стасин портрет — вынутый из рамки, с пририсованной рукой нищего и с другими гадостями, и подписано: «Подайте на пропитание внебрачной дочке Робингуда! Ну куда же, куда же вы ускакали?». Учителя стояли и возмущались, но поправлять ситуацию не торопились. Может быть, им это даже нравилось? Кто-то смеялся и веселился. Точнее, здесь бы подошёл термин «ржать».

Вовка Зосин был тоже тут и кусал ногти. Борис подхватил его за локоть и повёл в ближайший кабинет таскать парты. Они притащили три парты, поставили их друг на друга, кто-то подсунул под руку швабру, и этой шваброй Борису удалось сбить сверху злосчастный портрет. Борис торопился, но всё-таки не успел до появления Стаси, и финал этого действа она застала. Подняла упавший рисунок и медленно скручивала его в трубочку, глядя в пространство. Надо отметить, что лицо у неё было бесстрастное и мужественное. Да, хорошо, что она не такая, как Маринка. А то Борис уже готовился было поднимать её из обморока.

Пока Борис разбирал свои баррикады, Вовка с несвойственной его нежной поэтической натуре лютостью поймал за плечо бывшего в толпе Чибу, сгрёб его за шиворот и приподнял над полом:

— Кому продал, припоминай!

Трус Чиба смертельно перепугался, разом заплакал, стал вертеть головой, ловить ртом воздух и оглядываться, но молчал — видно, сознаться было ещё страшнее.

— Ну, я купил этот рисунок, дальше что? — сказал один парень пошарканного вида с приплюснутой головой. Чёлка у него ниспадала чуть не до носа, так что взгляд оставался в тени. Этот тёмный тип внизу лестницы был точно не местный, а притащился, всего скорее, из школы напротив. Поглядеть на реакцию.

Стася исподлобья взглянула на него, и беспокойно следивший за ней Борис увидел, как на несколько мгновений её глаза, как и вчера, стали совершенно беспомощными — но тут же вспыхнули новым упрямством, гордым и чуть ли не победным, Борис затруднился отклассифицировать, что это за чувство. Парень на этот взгляд лишь криво ухмыльнулся.

Воинственный Вовка оставил Чибу и поехал ледоколом на уродца, но Стася была уже тоже здесь. Вдвинулась между парнем и Вовкой, перегородила дорогу, возражая против разборок. Вовка пару секунд подумал, круто повернулся и пошёл с Борисом парты заносить.

— Заступается за всякого подлеца, где это видано! — сквозь зубы отвесил он уже на третьем этаже.

— Ладно. Не злись, — сказал Борис умным голосом, не придумав, как его утешить. — Ты сам её любишь такую, а не другую.

— Это правда. Но не до такой же степени, честное слово...

После уроков они по обыкновению шли вместе и опять видели этого парня — тот умывался у водоразборной колонки в соседнем дворе. Урод был довольно помят и поцарапан — похоже, что его только что побили.

— Ага, значит, есть ещё у кого-то совесть! — взволнованно воскликнул Вовка.

Парень усмехнулся, выпрямился, стал смотреть на Зосина нагло-презрительным взглядом. Потом поморщился, потёр плечо, посмотрел им за спины, изогнул бровь. Борис оглянулся: их Стася догоняла, не специально, а просто быстро и сосредоточенно шагала через двор. Тоже их всех увидела. Они остановились, она подошла.

— Салют, Любимова, — покуражился парень.

— Утёнок, зачем ты это сделал? — спросила она.

— Не зачем, а почему... Кочеток, кочеток, за что курочке вышиб глазок? — Мне орех портки порвал. — Орех, орех, за что петуху портки порвал? — Меня кабан подкопал. Круговорот зла, Любимова, самая бесконечная вещь на свете...

— А я другую сказку помню, — сказала Стася. — Как петух бобом подавился, а курочка пятнадцать инстанций прошла, а на шестнадцатой смогла сделать то, что требовалось, и весь твой круговорот обратно пошёл, и принесла она петуху воды.

— Помню, — сказал парень. — Может быть, я сам на эту сказочку молюсь, и ты на эту курочку чем-то смахиваешь. Только вот деталька, когда я эту сказку читал, я всё думал: как это петух за всё это время не задохнулся? Потом понял: это по щучьему велению... Любимова, меня жизнь заставляет в чужих спектаклях играть, а тебя кто? Ну что ж, добро за добро: когда-то ты мне помогла, теперь я тебе деньжат подкинул, раз ты нуждаешься. В первую очередь человек распродаёт самое ненужное, не так ли?

— Эта работа продана по ошибке, — сказала Стася. — Она просто была на выставке.

— А кто сказал, что я говорю о работе? Я говорю о достоинстве, нищая дочка бездарного отца. Чао-бамбино!

Он взмахом головы откинул грязную чёлку назад, сунул руки в карманы и ушёл.

— Много ты понимаешь в том, что именно составляет моё достоинство! — взволнованно крикнула вслед Стася. — Дурак, дурак, дурак, дурак!..

— Ну ты даёшь, — покачал головой Борис. — Со всеми держалась, а на него наорала?

— Хотела дать ему знать, что он задел меня, — уже спокойней пожала плечом Стася. — Если уж он столько сил на меня потратить не поскупился. Думаю, что понимаю его сердце больше, чем он — моё.

— Кто он такой? — спросил Вовка. — Почему ты с ним разговариваешь? Почему защищаешь?

— Собака бывает кусачей только от жизни собачьей... — пропела Стася. — Это человек, которому жить труднее, чем мне. Думаю, он хотел сказать мне то же, что Борис, только громче и жёстче. Он не понаслышке знает, что такое быть нищим сыном бездарного отца. Думаю, у него одного здесь есть право меня стыдить. Но я остаюсь при своём.

А Борис ничего не сказал. У него в голове всё одно вертелось: «публичная акция, которая понадобилась Робингуду, который и делает лицей, в котором хочет учиться Ковалевский».

Конечно, он хотел в лицее учиться. И в лицее, и в академии наук... Но если для этого нужно вытирать ноги об самого себя, если для того, чтобы девять человек занимались делом, для этого надо вдоль и поперёк истоптать десятого, это неблагородно. И никто нас не заставит в чужих спектаклях играть!

Между тем Зосин испустил тяжкий вздох и вдруг сказал:

— Стася. Знаешь что. Преогромное тебе спасибо за мой портрет. Никто так не рисует, как ты. Борька мне его не отдаёт даже... Знаешь, а у меня есть целая тетрадка моих стихов. Хочешь почитать? Они все о тебе. Вся тетрадка.

Стася опустила глаза. Ответила:

— Большое спасибо. Я с удовольствием почитаю твою тетрадку. Если хочешь, я тебя ещё трижды нарисую. Но только это всё, Вов, что я могу тебе подарить. Ты меня извини, пожалуйста.

— А Сапожков тебя не любит, между прочим. Только пользуется твоими учебниками. Хочешь знать, под чьими окнами он по утрам околачивается?

— Нет, не хочу. Мне, Зосин, он какой есть нравится, — сказала задетая Стася. — Мне вообще люди нравятся.

— Стася, а кто тебе студент с дискетой?

— Шпион ты, Вовка, а это, прости, неприятно, — она качнула головой. — А в любви насильно мил не будешь, хоть поэму напиши, хоть венок сонетов, и тут уж никто не виноват.
— А что тебе во мне не нравится?

Борис потёр шею. Ну и неотвязный же человек этот Вовка. И ведь не стесняется.

— Вовка, что ты как маленький? Что, что… Во-вторых, шпионаж твой, а во-первых, я другого люблю!

— Кого? — настаивал Вовка.

— А это уж я никому не скажу, — ответила Стася. — Ты лучше подумай, что общего у седьмой и пятой?

— Не знаю. Что?

— Кафешка, — засмеялась она. — На перекрёстке дорог. Послушайте, мужчины... Это будет слишком нагло, если я попрошу вас зайти туда вместе и купить мне какую-нибудь ерундушку? Самую дешёвую? Потому что сегодня мне очень тоскливо.

«Мужчины». Интересное обращение... И почему вместе?.. И зачем опять дёргать его за куртку? Это теперь что, установившийся обычай?!

— Академик торопится, а я с удовольствием, — масляно отозвался Вовка.

— Нет, я не тороплюсь, — возразил Борис, поразмыслив. — Пойдём. И что же тебе купить?

— Подарок, — объяснила она. — Подешевле. Смысл в подарке...

Вовка запросил у продавца каждого печенья понемногу, и глядя на этот баул, Борис купил ей леденцы монпансье в круглой жестяной коробочке:

— Вот тебе подарок на все твои грядущие тоскливые дни.

— Ты хочешь сказать, что их будет так много? — улыбнулась Стася.

— Но я же на всю жизнь подарил, — нашёлся Борис.



Назад в раздел


Дорогие читатели, автор всегда  рад вашим отзывам, вопросам, комментариям!
 
(c) Все права на воспроизведение авторских материалов принадлежат Екатерине Грачёвой. Цитирование приветствуется только при наличии гиперссылки на источник. Самовольная перепубликация не приветствуется, а преследуется по закону. Если вы хотите пригласить меня в какой-то проект, сделайте это легально. (написать >>>)
positive-lit.ru. В поисках пути Человека. Позитивная,жизнеутверждающая литература. (с) Екатерина Грачёва.