ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩАЯ ЛИТЕРАТУРА
Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову
Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову
Читать всего совсем не нужно;
нужно читать то, что
отвечает на возникшие в душе вопросы.

Лев Толстой






ИЗ КНИЖНОГО КАТАЛОГА
 


В СОЦСЕТИ
 





Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация

Глава 4. Я говорю Дьякову "да"

 
Глава 4. Я говорю Дьякову "да"



Следующий день был днём визитов. Прямо на уроке явился сверхактивный восьмиклассник Сева. На груди у него висела табличка: «Газета «Ботанический сад». Коммерческий директор Всеволод Серединкин».

— Эт-то ещё что? — спросила я.

— Хорошая, добрая, дай ключик, — заканючил он. — Я уроки поделаю в Пресс-центре.

Вторым появился понурый папа. Он дождался перемены и отозвал меня к окну.

— До конца недели мы заберём документы. Я ходил к Дьякову. «Почему я обязан оплачивать ваших детей?» — вот что он мне сказал. И, в общем, объявил, что мы можем убираться туда, где не платят.

Я озадачилась. Потом ответила:

— Пап, всё идет как надо, всё равно я реву над этой математикой. Помнишь, я сама просила вас перевести меня в другую школу?

— Всё-таки надо выяснить, на что мы имеем право, — виновато сказал папа и ушёл. Ну вот, теперь он будет переживать, что не может не только прокормить, но и выучить своих детей. У взрослых свои воззрения на то, что важно и что неважно.

Алька спросил:

— Чего он?

— А меня Дьяков из школы выгоняет! — объявила я, чувствуя себя на пороге неведомых приключений.

— Съешь лимон, — усмехнулся Алька.

Третьим был сам директор. Он вызвал меня к тому самому окну, где только что стоял папа, и сказал, особенно подчёркивая личные местоимения:

— Приходил твой... (пренебрежительная пауза) отец. Он не в состоянии обеспечить твое обучение. Нужно нам с тобой из этого как-то искать выход. Я предлагаю тебе такое. Ты остаёшься в лицее, но для этого тебе придётся выпускать и продавать газету. Эти средства пойдут на твоё обучение. Тебя устраивают мои условия?

Он смотрел на меня сверху и ждал ответа, ждал согласия, и я сказала «да». Но в ответ на что?.. Я слышала слова вопроса, я понимала их смысл, но у меня не получалось понять: что произошло? Что он мне сказал?

Ведь он — солгал... Выручка с газеты — заведомая ложь, потому что даже рекламной газете нужно время и стартовый капитал на раскрутку, а уж обычные-то газеты всегда кем-то спонсируются. Надобность газеты — никак не денежная! Она нужна для имиджа перед РайОНО и для сплочения лицея новыми традициями!

А вторая ложь – в самой постановке вопроса… Я уже обещала ему газету, я уже начала заниматься ей, а теперь он делает вид, будто этого не было. Я уже подарила ему своё обещание, а теперь он его выторговывает… вымогает! За что?!

Не помню. Не смею помнить, был или нет тот неуловимый момент, когда мне хотелось схватить его за шиворот и крикнуть: «Большой мальчик Миша! Какой же ты дурак! Скажи, что ты ничего этого не говорил!.. Просто скажи, что я тебе зачем-то нужна!»

Не смею помнить, было ли такое мгновение.

Помню, как сверху глядел на меня директор Дьяков. Большой, взрослый человек, много меня старший по возрасту, положению и деяниям, облечённый властью. Глядел и ждал моего ответа.

Да, сир.

Ваша учебная единица послушно следует на своё учебное место с готовностью окупаться.

У меня был один ответ для вас – «да», – но вопрос к этому ответу выбрали вы.

...Алька взволновался:

— Что случилось? У тебя такое лицо... Выгнал?

Я молча покачала головой и уткнулась в тетрадь.

Что со мной, я сама не могла понять. Как будто бы мир умер. Как будто бы нет никого, ничего…

Только годы спустя я смогла осознать, что была здесь ещё третья ложь, самая главная, которую я смутно чувствовала, но не умела увидеть. Дьяков пришёл со словами «мы с тобой» и предложением вместе решать проблему. Но при этом он не спросил, что нужно мне, и не сказал ни одного слова о том, что нужно ему! Да что там рассуждать о совместном решении — директор склонился ко мне так близко и доверительно, как редко позволяют себе даже друзья! И суть его внезапного, спешного прихода посреди урока была одна: «Останься». Такие слова, такие жесты... Впервые чьи-то глаза были так близко от моего лица. Но я не увидела в них ни человеческих чувств, ни математической правды —только аквариумное отражение стен, потолка и предметов.

«Что ж! Директора можно понять! — где-то в глубине души успокаивала себя я, скорее чувствуя, чем думая. — Он не любит моего отца, считая его одним из множества бездеятельных фарисеев, стоящих на пути созидания лицея. Вот и сорвал свою досаду в разговоре, насмехаясь над отцом и замаскировав свою надобность во мне коммерческими отговорками. Мне стало обидно, ну так что ж? Идти обижать кого-то ещё, передавая эстафету?»

Сад обид нехорош. В памяти всплыла фраза из книги — много было пролистано этих книг... Сад обид нехорош. Директора можно было понять.

Да, мир стал невозвратно другим с сегодняшнего дня. Но он продолжал быть, и в нём надо было жить и притом радоваться (самым обязательным образом, сквозь зубы, сквозь слёзы — неотступно радоваться!), и ещё — не забыть забрать у Севы ключ...

Ключ, однако, пришлось возвращать с боем. Сева, закрывшись в пресс-центре, стал там хозяйничать: выкинул за окно сигареты учителя литературы Бээма (прозванного так по инициалам Б.М.), кое-какие радиодетали и другие вещи. После этого он успел сочинить и вывесить на столбе объявлений очередную главу мыльной повести «Просто С», где супергероем был он, а ученики и учителя «уличались» в пьянках и гулянках. После этого Сева запустил в пресс-центр самого Бээма и запер его там. Высвободившись, литератор увёл супергероя к директору, где Севе было сделано внушение.

Несмотря на всю Севину наглость, мои симпатии на этот раз поневоле были на его стороне. Вчерашний студент Бээм, организатор лицейского рок-клуба, на уроках веселил класс литературными анекдотами, но что куда прискорбней – ближе к концу занятия начинал нервно ощупывать желтоватыми пальцами сигаретную пачку в кармане. И с каждым звонком раньше учеников срывался из класса, бегом бежал в мальчишечий туалет... Где всю перемену подавал пример юному поколению из неподшефных классов, а табачные запахи плыли по этажу.

Шутка ли — некурящий доселе лицей за какой-то месяц стал дымить изо всех труб!



Назад в раздел


Дорогие читатели, автор всегда  рад вашим отзывам, вопросам, комментариям!
 
(c) Все права на воспроизведение авторских материалов принадлежат Екатерине Грачёвой. Цитирование приветствуется только при наличии гиперссылки на источник. Самовольная перепубликация не приветствуется, а преследуется по закону. Если вы хотите пригласить меня в какой-то проект, сделайте это легально. (написать >>>)
positive-lit.ru. В поисках пути Человека. Позитивная,жизнеутверждающая литература. (с) Екатерина Грачёва.