ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩАЯ ЛИТЕРАТУРА
Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову
Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову
Читать всего совсем не нужно;
нужно читать то, что
отвечает на возникшие в душе вопросы.

Лев Толстой








В СОЦСЕТИ
 





Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация

Глава 7. Икс

 
Глава 7. Икс



Кассету Виктора пришлось отложить: подходил срок сдачи лицейской газеты в типографию.

Бездеятельно высидев в свое время несколько вечеров у родительницы-куратора, наблюдая за тем, как она делает макет*, я убедилась в крайней непродуктивности этого занятия. Куда удобнее попросту сесть за стол и самой составлять газетную композицию.

[* Вам, компьютерное поколение, историческая справка! Знайте, что когда-то всё это делалось вручную: высчитывалось количество букв в статье, замерялись линейкой квадратики на бумаге (вместится? не вместится?), и строчки ужимались не изменением межстрочного расстояния, а, представьте себе, вычеркиванием определённого количества букв...]

Кроме этого, тётенька-куратор привыкла помещать передовицы большим шрифтом на первой странице, а потом воздвигать большущие статьи на воспитательные темы. А мне надо было газету предлагать лицеистам, которые и без того знали, что скажет в интервью директор и кто победил в сегодняшней олимпиаде.

Олимпиады — вопрос отдельный. Наши выигрывали их столько, что рябило в глазах. Ведь натаскивание на олимпиады было центральной частью всего образовательного процесса лицея. Центральной если не по времени, то, во всяком случае, по смыслу. Причём отношение к этим победам у лучшей части лицеистов было полустыдливое. Вне лицея народ ещё мог при производственной надобности бить себя в медалированную грудь, но внутри лицея взгляды опускались долу. Тот же Василий Васильев сказал в интервью: «Конечно, хочется, чтобы тебя оценили, но за какие-нибудь человеческие качества».

Словом, награды были не радостью и даже не гордостью, а неким оброком. Любой знал, что без медалей и дипломов у него повышается риск набрать мало рейтинговых баллов и быть исключённым в следующую чистку. Преподаватели не уставали нам об этом твердить. Да и что твердить, если в самом лицейском гимне сказано прямо и недвусмысленно:

«Но не простит тебе лицей ему не принесённой славы».

Так вот, печатать списки сдавших оброк на страницах газеты или трубить о них в фанфары было примерно то же самое, что вести пионерское собрание о повышении надоев в подшефном колхозе. А поскольку демократичный монарх Дьяков всем своим поведением научил нас скептически относиться к надоям, разве не логично было предположить, что и сам он хранит списки наших медалей в рваной папчонке, перекладывая их в бархатную только для походов к начальству? Нет, нет, он ничего не говорил мне о наградах, он произнёс лишь слова «скандальная» и «продавать». Поэтому от передовиц надо как-то спасаться, решила я.

К счастью, журналист из «Вечёрки», в кружке которого я занималась в НОУ (Научном Обществе Учащихся), как раз тогда, прослышав о моих заботах, подарил мне заветную линейку с нонпарелями и цицеро — это такие типографские единицы измерения. В магазинах такую линейку достать было невозможно. С этого бесценного подарка и началась моя независимость.

Почесав затылок волшебной линейкой, я подвинула к себе свою памятку. Она выглядела так.

Совместить в газете:

Лицеисты / подростковым языком, забавно и с фотографиями

Директор / скандальность и выручка

Я / РАЗУМНОЕ, ДОБРОЕ, ВЕЧНОЕ!

Три этих пункта я никак не могла привести к общему знаменателю. Чаще приходилось третью дробь из этого ряда изымать.

А ещё были авторы статей, они очень хотели, чтобы злой редактор не кромсал их статей. А редактор-наборщик-макетёр-корректор рыдал над печатной машинкой горючими слезами отчаяния, потому что из всего текста можно было пропустить полтора предложения, остальное надо было просто писать заново. И это при том, что статью из человека нужно было длительно вытряхивать путём запугивания или умасливания, преимущественно последнего.

Итак, остается скрипеть зубами и щёлкать ТРИЗовские задачки: как сделать из набора слов статью с наименьшими потерями для автора?

Домашние уже привыкли к треску печатной машинки, к ночным стукам и шорохам. Маму — если она таки ляжет — пушкой не разбудишь, папа терпит: это ведь я «зарабатываю», а брат только рад: спать не дают — так есть полное право книжку читать.

И всё бы ничего, если бы не некий икс, влезавший в уравнение, когда из него изымали третью дробь. Он растопыривал руки и кричал:

— А зачем всё это надо? Кому? Зачем?

— Не знаю, — отвечала я. — Но Дьяков хочет скандальную газету, а я ему обещала.

— Когда кончится это мучение? — надрывался икс, появляясь на перечёркнутом накрест абзаце.

— Смотря что ты имеешь в виду, — мерно отвечала я, стараясь оставаться хладнокровной. — Эту статью я закончу через полчаса. Эту газету сдам сегодня утром. Из этого лицея я уйду летом. В этой жизни намерена оставаться, вероятно, не больше века...

Он был слишком невыдержан, этот икс, особенно по ночам.

— Доброе и вечное не продаются с базарного лотка, — объясняла ему я. — А мы с тобой на базаре, не забудь...

— Это меня не интересует, — отвечал икс. — На базаре или нет, но ты должна доносить до людей свет!

— А я не солнце! — защищалась я. — У меня завтра ещё контрольная по алгебре, и как я её буду решать без подготовки — не знаю!

— Как жаль, что ты не солнце! — непримиримо кричал икс и уходил.

О, почему я не солнце. Почему даже не Икар. Почему!

Не могу так больше. Хоть несколько глотков воздуха — не могу больше без неба!

Я отодвинула машинку, пробалансировала по полу между разложенными статьями и недомакетами — туда, где стоял старенький магнитофон. Уткнулась горячим лбом в обронённую уснувшим братом книгу.

И появился — Виктор.

Он пел... «В широкие ворота поспешив, все ближе мир людей подходит к краю...»

Что за глупости я печатала в газете? Новости местных шпиончиков, репортаж с заседания рок-клуба, исследование лицейских подвалов, анекдоты и ляпы, Васины эпатажные стихи и заодно — написанный мной самооправдательный монолог отрицательного персонажа...

«Небо было уже занято, поэтому я вынужден был выбрать грязную работу в аду, — твердил этот персонаж. — Я ведь только для того и закапываю всех в зло и грязь, чтоб они осознали, что теряют! Вот они и сбегают на небо, а я остаюсь такой одинокий и такой несчастный. Получается, все чистенькие, и только я злодей — это несправедливо!»

Такого рода был монолог. И ни полнамёка о том, что я сама думаю о таком гадком иезуитстве. Мне казалось, что это и так очевидно! Но вот кто-то уже вывел из этого, что я пытаюсь «переосмыслить первопричину зла»...

Почему? Как могло получиться, что вместо изобличения вышло «переосмысление»? Что за муза склонялась тогда над моей печатной машинкой, удовлетворённо помахивая хвостом?

Икс мой, где ты был в ту ночь, когда некому было перекрестить мою дурную голову? Видно, опять я тебя не желала слушать.

Выпускать это — и есть моя победа?!

...Но я... я обещала директору... обещаний не забирают... Он спросил: «Ты согласна на мои условия?» — и я ответила: «Да»... А ему нужно, чтобы газета была скандальная...

...За окном светало. Пора было доделывать макет.





Уважаемые читатели, дальше доступ к главам открыт только авторизованным пользователям. На данный момент авторизацию можно получить бесплатно, под ваше честное слово не распространять тексты по интернету. Подробнее



Назад в раздел


Дорогие читатели, автор всегда  рад вашим отзывам, вопросам, комментариям!
 
(c) Все права на воспроизведение авторских материалов принадлежат Екатерине Грачёвой. Цитирование приветствуется только при наличии гиперссылки на источник. Самовольная перепубликация не приветствуется, а преследуется по закону. Если вы хотите пригласить меня в какой-то проект, сделайте это легально. (написать >>>)
positive-lit.ru. В поисках пути Человека. Позитивная,жизнеутверждающая литература. (с) Екатерина Грачёва.