ХОЧУ БЫТЬ КУЛЬТУРНЫМ. 
		Позитивная, нравственная художественная литература: проза, поэзия, песня.
		Песенная поэзия. Педагогика.

http://positive-lit.ru

Вы находитесь в самых ранних разделах сайта -
мы оставили им прежний заголовок.
Для перехода в новые вернитесь на главную страницу.


Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову

Привет всем искателям общего блага


Вы находитесь в разделе, посвящённом  песенной поэзии и авторской песне .
Помимо книги Алексея Грачёва "Путь песенной поэзии" (2007) вы найдёте здесь несколько статей об искусстве и творческой индивидуальности.

5. Песенная поэзия восхождения.

[Цель и духовно-нравственные основы]

Наследие авторской песни и песенная поэзия восхождения

Авторская песня родилась как песня мыслящих людей о том, как сохранить в себе человеческий облик – мужество, достоинство, благородство, совесть, человечность – в любых условиях жизни, в том числе в самых суровых.

Перед зарождением авторской песни российский народ прошел через тяжелые испытания войны и тоталитарного режима. Те, кто среди этих испытаний сохранил в себе человеческий облик, считали это самым ценным, что нужно сохранить и передать другим. Многие из этих людей стали писать песни и стихи. Так родилась авторская песня.

Эталоном человека в авторской песне служили сначала люди, прошедшие войну. Так в песне Владимира Высоцкого:

Давно смолкли залпы орудий,
Вокруг только солнечный свет.
На чем проверяются люди,
Если войны уже нет?
Приходится слышать нередко
Сейчас, как тогда:
«Ты бы пошел с ним в разведку –
Нет или да?»

По следам военных подвигов возникли мирные подвиги – покорение горных вершин, бурных рек, арктических пространств. И тогда эталоном жизни становилась собственная жизнь во время наивысших испытаний и победа в них. Так в песне Краснопольского «Первый перевал»:

И так уж повелось с тех давних светлых пор:
Пока в груди не молкнет сердца стук,
Высокой чистотой тех наших первых гор
Мы измеряем жизни чистоту.

Вся остальная жизнь происходила в предстоянии перед эталоном человека, в сравнении себя с этим эталоном, в стремлении достичь его: «Так ли высоко и чисто живу?» Характерно также, что авторская песня изначально передавала прежде всего не переживания, а смысл событий. В ряде песен она несла смысловые идейные обобщения, являвшиеся программой жизни:

«Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал»
(В. Высоцкий, «Прощание с горами»),

«Песня о друге» (В. Высоцкий),

«Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке»
(Б. Окуджава, «Возьмемся за руки, друзья»),

«Совесть, благородство и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство»
(Б. Окуджава, «Совесть, благородство и достоинство»),

«Моя надежда на того, кто, не присвоив ничего,
свое святое естество сберег в дворцах или в бараках»
(Ю. Визбор, «Деньги»).

Таким образом, наследие авторской песни состоит в том, что она внесла в российскую культуру песню мыслящих людей о Человеке, о том, как он живет и как им становятся во время тяжелых испытаний. По большому счету авторская песня – это искусство быть Человеком и выражать это в стихах при сопровождении музыкой. Если автор человечен, красив и велик как человек, то и песни его вдохновляют многих. Если же как человек автор плох, то и песни его мало кому нужны.

Такой была авторская песня в первые два десятилетия своего существования. Но время шло, война уходила все дальше в прошлое, тоталитарный режим сначала ослаб, а потом совсем ушел в небытие. Тяжелые насильственные испытания из жизни исчезли. А самостоятельно жить на высоком уровне напряжения выбрали очень немногие. И авторская песня стала меняться.

Тема жизненного подвига, тема преодолений и восхождений, тема становления Человека стала звучать слабее. Большинство талантливых авторов в авторской песне в настоящее время пишут по большому счету о достаточно бескрылой бытовой жизни. Немного дорожной романтики, немного грез об интеллектуальных полетах, немного о музыке и стихах, много городской обыденности, много печали и скепсиса по поводу жизненных неурядиц и по привычке немного о правде и человечности. Также усилилась линия эстрадной и внешнеэстетической песни.

Такое ощущение, что основатели авторской песни, сначала под внешним давлением, а потом своим устремлением штурмовали горные склоны и вышли на некоторую высоту – заданный основателями уровень авторской песни – где затем разбрелось в разные стороны нынешнее поколение последователей авторской песни, уже не помышляя о дальнейшем пути вверх. Многие же и вовсе спустились вниз. Не Человек для них главное.

Поскольку новых суровых всенародных испытаний – войны, тоталитарного режима – в России, к счастью, не предвидится, то создать новый, более высокий уровень песни мыслящих людей о становлении и жизни Человека смогут те авторы, которые сделают целью жизни свое восхождение как человека. И в этом отличие нового уровня авторской песни от прежнего, где главным было сохранение уже достигнутого уровня Человека, с которым и сравнивали себя основатели авторской песни.

Для того, чтобы не спорить о названии, какая песня является авторской, а какая нет, я называю новый уровень песенной поэзии духовно-нравственного направления песенной поэзией восхождения человека и даю ему такое определение: песенная поэзия восхождения человека – это искусство быть Человеком, сознательно совершающим восхождение к новым, более высоким уровням мужества, совести, красоты, человечности, и выражать это восхождение в стихах при сопровождении музыкой. Создавать это искусство будут те авторы, для которых оно будет жизненно необходимо.

Название и духовно-нравственные основы нового уровня развития песенной поэзии

Установить точное название для нового уровня развития песенной поэзии духовно-нравственного направления необходимо чтобы сберечь силы для созидательной творческой работы и избежать долгих и напрасных споров о том, что такое авторская песня и кто имеет право к ней относиться. Название должно выражать суть главной задачи этого нового уровня.

Главной задачей авторской песни было сохранение и выражение в песне предстояния перед вечными ценностями, открывшегося людям в суровых жизненных испытаниях, человеческой высоты, достигнутой через это предстояние. Однако нынешнее поколение последователей авторской песни утратило эту человеческую высоту и это предстояние из-за неимения соответствующего жизненного опыта.

Главной задачей нового уровня песенной поэзии духовно-нравственного направления является создание и выражение в песне постоянного сознательного восхождения человека – восхождения к более высоким уровням предстояния перед вечными ценностями и исходящей из него человеческой высоты (мужества, совести, красоты, человечности). И потому этот новый уровень можно назвать песенной поэзией восхождения человека, или просто песенной поэзией восхождения. В настоящее время автору книги не известны песенные течения, воплощающие предстояние перед вечными ценностями в жизни в той же мере, что и песенная поэзия восхождения.

В песенной поэзии восхождения сохраняется наработанный авторской песней принцип единства песни и жизни последователей, и потому создавать её могут только те авторы, которые сделают целью жизни своё восхождение как человека. Другие принципы, составляющие духовно-нравственные основы авторской песни, сохраняются в песенной поэзии восхождения в несколько измененном виде.

1. Предстояние человека перед большим, чем личная жизнь, и через него перед вечными духовно-нравственными ценностями, присутствие этого большего, вечного в личной жизни каждого и жизни песенного содружества.

2. Утверждение идеала человека, совершающего восхождение к более высоким вершинам мужества, совести, красоты, человечности в любых, в том числе суровых жизненных условиях.

3. Жизнеутверждающий созидательный настрой.

4. Общественный, общинный настрой.

Сохраняются в песенной поэзии восхождения и наработанные авторской песней требования к песне: простота, цельность, высокий уровень идеи и её раскрытия в песне, высокий уровень выражения идеи в слове.

Путь духовно-нравственного возвышения, преображения в песенной поэзии восхождения не связан с религией, стоит вне ее. Последователи любой религии или атеисты, следующие в жизни духовно-нравственным основам песенной поэзии восхождения, могут быть участниками движения песенной поэзии восхождения, если они не стремятся подчинить движение своему частному мировоззрению.

Песенная поэзия восхождения отвергает насилие над собой и сама не производит его, уважая другие мировоззрения, ведущие к повышению культурного уровня последователей. В песенной поэзии восхождения частью духовно-нравственного восхождения человека является совершенствование в песенно-поэтическом искусстве. Искусство издавна относится к явлениям духовной культуры, так как дух человека, вырастая преодолением препятствий,22 качественно совершенствуется обращением к красоте и гармонии мира, в том числе через искусство.23


22 Препятствий на пути творческих людей всегда хватало. Это и преодоление непонимания и противодействия со стороны обывателей, зацикленных в приобретении материальных благ, и борьба с собственным несовершенством за умение постичь правду, красоту, любовь и выразить их в своем творчестве, и многое другое.

23 Стремление понять и точно выразить в слове правду о чем-либо приводит к открытию ее новых сторон. В том числе человек начинает открывать правду о себе самом, своих достоинствах и недостатках, о путях их совершенствования и исправления. Песни, в которых выражено знание о пути восхождения, о способах прохождения трудных ситуаций, помогают другим людям проходить подобные ситуации знанием и настроем, заложенным в них.


(с) Опубликовано:  ISBN 978-5-87039-153-3 Грачев А.П. Путь песенной поэзии. Авторская песня и песенная поэзия восхождения. (Изд. 2-е перераб. и доп.) - Челябинск: "Рекпол", 2007. - 148 с.

Возврат к списку

ПЕРЕЙТИ НА СТРАНИЦУ:
Содержание * Предисловие * Духовно-нравственные основы авторской песни * Разделы авторской песни * Направления авторской песни * Клубы, фестивали, семинары авторской песни * Возникновение, развитие, кризис и упадок авторской песни, их причины * Второй канал авторской песни * Отличие авторской песни от других песенных течений * О происхождении слова "бард" в авторской песне * Основные авторы начала авторской песни * Рубеж * Цель и духовно-нравственные основы песенной поэзии восхождения * Направления, творческие мастерские и слеты развития песенной поэзии восхождения * Примеры текстов песенной поэзии восхождения * Углубленная работа над текстом, музыкой, исполнением * О поэтической формуле продолжения восхождений в авторской песне и песенной поэзии восхождения * О поэзии, выражающей переживание, и поэзии, выражающей знание * Два пути к поэзии * Об условии востребованности песни * Три вида поэтических текстов по отношению к песне * О противоположном отношении авторской песни и рока к утверждению человеческой культуры * Об индивидуальной внутренней направленности человека * Людям будущего


СТАТЬИ ОБ ИСКУССТВЕ
О мастере и подмастерье в искусстве

www.positive-lit.ru. В поисках пути Человека. Позитивная, жизнеутверждающая литература. (с) Екатерина Грачёва.