ХОЧУ БЫТЬ КУЛЬТУРНЫМ. 
		Позитивная, нравственная художественная литература: проза, поэзия, песня.
		Песенная поэзия. Педагогика.

http://positive-lit.ru

Вы находитесь в самых ранних разделах сайта -
мы оставили им прежний заголовок.
Для перехода в новые вернитесь на главную страницу.


Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову

Привет всем искателям общего блага


Вы находитесь в разделе, посвящённом  песенной поэзии и авторской песне .
Помимо книги Алексея Грачёва "Путь песенной поэзии" (2007) вы найдёте здесь несколько статей об искусстве и творческой индивидуальности.

Разделы авторской песни

Разделы авторской песни – это ее части, внутренне единые по способу восприятия и выражения явлений жизни. Выражать знание о явлениях можно двумя способами: передачей смысла явлений и передачей переживания, связанного с этими явлениями. Поэтому основных разделов в авторской песне два: философско-сознательный и лирический. В каждом из этих разделов можно выделить серьезную часть, через которую утверждается суть авторской песни, и юмористическо-сатирическую часть, через которую отторгаются возникающие искажения, отклонения от этой сути.

Философско-сознательный раздел включает в себя в серьезной части песни и стихи, выражающие знание сути предстояния человека перед вечными ценностями, проявления этого предстояния в личной жизни и жизни песенного содружества; знание нравственной сути явлений жизни и их связей друг с другом.

Философско-сознательный раздел является характерным отличительным признаком авторской песни. В официальной поэзии этот раздел в основном отсутствует. Видимо дело в том, что выражать чувственное переживание событий жизни легче, чем познавать и выражать суть вечных духовно-нравственных ценностей, предстояния перед ними в жизни.3 А также в том, что официальные авторы занимаются больше работой над формой, что также мало способствует познанию сути вечных духовно-нравственных ценностей, предстояния перед ними в жизни.

Лирический раздел включает в себя в серьезной части песни и стихи, выражающие переживание предстояния перед большим, чем личная жизнь, и через него перед вечными духовно-нравственными ценностями, переживание проявления этих ценностей в жизни человека и песенного содружества, а также переживание других явлений жизни, отдельно или во взаимодействии, взаимосвязи друг с другом.

Основной частью обоих разделов является серьезная часть. В ней сосредоточена суть авторской песни, ее знание и чувствование. Юмористическо-сатирическая часть является вспомогательной, полностью зависит от серьезной и самостоятельно существовать не может. Ведь если неизвестна правда, суть, выраженная в серьезной части, то неизвестно, что считать искажением. Искажение же возникает или в результате непонимания человеком основной сути авторской песни, неправильного применения в жизни знания сути, или в результате сознательного уклонения человека, общества людей от правды в сторону лжи. Невольное, неосознанное отклонение от правды встречается обычно добродушным юмором, шутками, а сознательное уклонение подвергается насмешливому сатирическому бичеванию. Все это и выражают песни юмористическо-сатирической части.


3 Авторы лирических поэтических произведений порой высказывают такое мнение, что, мол, одного знания сути явлений жизни (и проявления в них вечных ценностей) без ее переживания мало для поэзии, что если нет переживаний, то это еще не стихи. Однако, вопреки их мнению, одна из таких песен – «Песня о друге» Владимира Высоцкого – была общеизвестна и любима, пелась людьми во всех сторонах Советского Союза, да и сейчас не забыта. Можно привести и другие примеры песен философско-сознательного раздела, получивших признание, обошедших всю страну. Это, например, «Песня о Земле» Владимира Высоцкого, «Песенка о дураках» и «Надежды маленький оркестрик» Булата Окуджавы, «Песня альпинистов» Юрия Визбора, «Атланты» Александра Городницкого.

Как правило, возражающие против такой поэзии люди зациклены внутри своих личных переживаний, отдельных от остального мира и от вечных ценностей. Естественно, если в форме и языке философско-сознательной поэзии выразить суть личной жизни, оторванную от вечных ценностей, то такая суть будет, как правило, невысокой, и такие стихи не будут интересны. Для того, чтобы писать значительные стихи и песни философско-сознательного раздела, надо в своей жизни утверждать присутствие вечных ценностей, предстояние перед ними.


(с) Опубликовано:  ISBN 978-5-87039-153-3 Грачев А.П. Путь песенной поэзии. Авторская песня и песенная поэзия восхождения. (Изд. 2-е перераб. и доп.) - Челябинск: "Рекпол", 2007. - 148 с.

Возврат к списку

ПЕРЕЙТИ НА СТРАНИЦУ:
Содержание * Предисловие * Духовно-нравственные основы авторской песни * Разделы авторской песни * Направления авторской песни * Клубы, фестивали, семинары авторской песни * Возникновение, развитие, кризис и упадок авторской песни, их причины * Второй канал авторской песни * Отличие авторской песни от других песенных течений * О происхождении слова "бард" в авторской песне * Основные авторы начала авторской песни * Рубеж * Цель и духовно-нравственные основы песенной поэзии восхождения * Направления, творческие мастерские и слеты развития песенной поэзии восхождения * Примеры текстов песенной поэзии восхождения * Углубленная работа над текстом, музыкой, исполнением * О поэтической формуле продолжения восхождений в авторской песне и песенной поэзии восхождения * О поэзии, выражающей переживание, и поэзии, выражающей знание * Два пути к поэзии * Об условии востребованности песни * Три вида поэтических текстов по отношению к песне * О противоположном отношении авторской песни и рока к утверждению человеческой культуры * Об индивидуальной внутренней направленности человека * Людям будущего


СТАТЬИ ОБ ИСКУССТВЕ
О мастере и подмастерье в искусстве

www.positive-lit.ru. В поисках пути Человека. Позитивная, жизнеутверждающая литература. (с) Екатерина Грачёва.