ХОЧУ БЫТЬ КУЛЬТУРНЫМ. 
		Позитивная, нравственная художественная литература: проза, поэзия, песня.
		Песенная поэзия. Педагогика.

http://positive-lit.ru

Вы находитесь в самых ранних разделах сайта -
мы оставили им прежний заголовок.
Для перехода в новые вернитесь на главную страницу.


Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову

Привет всем искателям общего блага


Вы находитесь в разделе, посвящённом  песенной поэзии и авторской песне .
Помимо книги Алексея Грачёва "Путь песенной поэзии" (2007) вы найдёте здесь несколько статей об искусстве и творческой индивидуальности.

2. Формы жизни авторской песни. Клубы, фестивали, семинары.

Клубы авторской песни

Клубы авторской песни (первоначально называвшиеся клубами самодеятельной песни – КСП) стали первой естественной формой жизни движения авторской песни, выросшей из постоянных встреч авторов, исполнителей и любителей авторской песни. Клубы были одновременно местом создания, существования и развития авторской песни, местом распространения песен, мировоззрения и образа жизни среды авторской песни, а также центрами организации мероприятий, направленных на повышение качества авторской песни и ее распространение за пределы своей среды (концертов, фестивалей, семинаров и других.

Для повышения уровня авторской песни клубы стали осуществлять работу над качеством текстов песен и их исполнением, над углублением понимания поэзии и идей авторской песни. Кроме передачи опыта от опытных последователей авторской песни к начинающим в ряде случаев приглашались специалисты по литературному, поэтическому и сценическому мастерству. Организовывались семинары авторской песни для авторов и исполнителей. Хотя были и клубы авторской песни, больше напоминавшие клубы общения вокруг авторской песни.

В плане распространения песен, образа жизни и мировоззрения авторской песни клубы давали широкие возможности для обмена песнями, пониманием авторской песни, связанного с ней образа жизни. Нередки были любители, исписывавшие по несколько толстых тетрадей текстами полюбившихся песен, а также исполнители песен, знавшие их по несколько сотен и с удовольствием исполнявшие. Через клубы же распространялись и магнитофонные записи песен, и самодельные печатные сборники текстов, и фестивальная атрибутика (значки, вымпелы и другие вещи с изображение фестивальных эмблем) и рассказы об основателях авторской песни, их жизни.

Также клубы задумывали, организовывали и проводили мероприятия, работающие на распространение авторской песни за пределы круга ее последователей (концерты авторской песни, фестивали авторской песни, выступления по радио, а также публикации песен в газетах и фестивальных сборниках).

Клубы авторской песни были центрами сохранения высоко сознательного духовно-нравственного уровня жизни и мысли, связанного с авторской песней, ее предстоянием перед вечными ценностями. Распространяя авторскую песню, клубы поднимали до ее уровня широкие народные массы, не связанные с ней напрямую.

Фестивали авторской песни

Фестивали авторской песни (первоначально слеты самодеятельной и туристской песни) – вторая форма жизни движения авторской песни, выросшая из организованных встреч авторов, исполнителей, любителей авторской песни, живущих в разных местах, достаточно сильно отдаленных друг от друга.

Люди из разных клубов, разных городов и областей страны (тогда Советского Союза) ходили в туристские походы, ездили в другие города, где знакомились с новыми для себя авторами и песнями. Естественно, возникало желание открывать и дальше новые хорошие песни и хороших авторов, сравнить их со своими и уже известными, выявить лучших авторов и лучшие песни.

Для обмена песнями, выявления лучших песен и авторов и были организованы фестивали авторской песни. Они стали проходить или в населенных пунктах на базе домов культуры и других культурных учреждений, или в природных условиях, где участники жили в палатках, готовили пищу на кострах, как в обычных туристских походах.

Существовали небольшие слеты, где лучшие авторы и песни специально не выявлялись. Наградой лучшим авторам и песням было их признание слушателями и быстрое распространение песен через заучивание и передачу от одного исполнителя к другому. Происходило это стихийно, само собой. Такие слеты могли собирать всего несколько десятков человек.

На больших фестивалях, собирающих сотни и тысячи человек, стало происходить еще и официальное выявление лучших авторов, лучших песен и лучших исполнителей с присвоением им звания победителей. Для этого организаторы фестивалей стали создавать жюри из опытных авторов и специалистов по поэзии, музыке, исполнению песен, которые через предварительное прослушивание отбирали песни для конкурсного фестивального концерта и по его итогам определяли лучших среди авторов и исполнителей. Победителям, как правило, присваивали первые три места или звание лауреатов фестиваля. При большом количестве выступающих их стали делить на номинации: авторов, исполнителей, дуэтов, ансамблей.

Иногда существовало тематическое деление по направлениям (лирическое, туристское, философское, шуточное), в каждом из которых определяли лучшие песни, лучших авторов и исполнителей. Лучшим авторам на ряде фестивалей предоставлялась возможность проведения авторских концертов, публикации песен в фестивальных сборниках.

Фестивальные концерты сначала (при небольшом количестве участников) проходили просто у костра. Позже при увеличении количества выступающих и слушателей стали применять специально оборудованные сцены и звуковую аппаратуру.

На некоторых фестивалях для повышения качества песен организовывали творческие лаборатории, где прямо во время фестиваля с желающими проводилась работа по их песням с объяснением типичных ошибок в стихосложении, исполнении песен и способов их исправления.

Как правило, фестивали имели свое название, эмблему. Прямо на фестивале распространялись значки, вымпелы и другая атрибутика с эмблемой фестиваля, а также печатные сборники песен, магнитофонные записи.

Каждый отдельный фестиваль проходил раз в году, но поскольку городов и клубов много, то с весны и до осени фестивали авторской песни проходили в разных местах в выходные дни почти каждой недели.

Таким образом, фестивали изначально служили местом распространения лучших песен, мировоззрения и образа жизни движения авторской песни.

Семинары авторской песни

Специальной формой жизни движения авторской песни стали семинары авторской песни. Создавались они для совершенствования авторов и исполнителей в написании и исполнении песен.

Так как в рамках творческих лабораторий фестивалей было недостаточно времени для глубокой и всесторонней работы над песней и ее исполнением, а на ряде фестивалей и слетов творческих лабораторий вовсе не было, в некоторых городах клубы авторской песни стали организовывать семинары для авторов и исполнителей.

На семинарах, в отличие от фестивалей, случайных людей не было, и поэтому атмосфера была деловой и творческой. Присутствовали только авторы и исполнители, и через их общение происходило сплочение ядра авторской песни, ее совершенствование. Люди делились своими творческими находками и достижениями, вместе искали новые формы жизни авторской песни.

Однако семинары проводились не часто и не везде. Все зависело от инициативы клубов авторской песни и местных возможностей.


(с) Опубликовано:  ISBN 978-5-87039-153-3 Грачев А.П. Путь песенной поэзии. Авторская песня и песенная поэзия восхождения. (Изд. 2-е перераб. и доп.) - Челябинск: "Рекпол", 2007. - 148 с.

Возврат к списку

ПЕРЕЙТИ НА СТРАНИЦУ:
Содержание * Предисловие * Духовно-нравственные основы авторской песни * Разделы авторской песни * Направления авторской песни * Клубы, фестивали, семинары авторской песни * Возникновение, развитие, кризис и упадок авторской песни, их причины * Второй канал авторской песни * Отличие авторской песни от других песенных течений * О происхождении слова "бард" в авторской песне * Основные авторы начала авторской песни * Рубеж * Цель и духовно-нравственные основы песенной поэзии восхождения * Направления, творческие мастерские и слеты развития песенной поэзии восхождения * Примеры текстов песенной поэзии восхождения * Углубленная работа над текстом, музыкой, исполнением * О поэтической формуле продолжения восхождений в авторской песне и песенной поэзии восхождения * О поэзии, выражающей переживание, и поэзии, выражающей знание * Два пути к поэзии * Об условии востребованности песни * Три вида поэтических текстов по отношению к песне * О противоположном отношении авторской песни и рока к утверждению человеческой культуры * Об индивидуальной внутренней направленности человека * Людям будущего


СТАТЬИ ОБ ИСКУССТВЕ
О мастере и подмастерье в искусстве

www.positive-lit.ru. В поисках пути Человека. Позитивная, жизнеутверждающая литература. (с) Екатерина Грачёва.