По страницам писем и
дневников
А.П. Чехов. Воспитанный
человек
М.И. Цветаева. Обращение к детям
И.П. Павлов. Молодым ученым
К.Д. Ушинский. Правила
жизни.
Недостаток у тебя только один... это твоя крайняя
невоспитанность...
Воспитанные люди, по моему
мнению, должны удовлетворять следующим условиям:
...Они уважают человеческую личность, а потому
всегда снисходительны, мягки, вежливы,
уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или
пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не
делают их этого одолжения, а уходя, не говорят: с
вами жить нельзя!.. Они сострадательны не к одним
только нищим и кошкам. Они болеют душой и оттого,
чего не увидишь простым глазом... Они
чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они
даже в пустяках. Ложь оскорбительна для
слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они
не рисуются, держат себя на улице так же, как дома,
не пускают пыль в глаза меньшей братии... Они не
болтливы и не лезут с откровенностями, когда их
не спрашивают... Из уважения к чужим ушам, они чаще
молчат... Они не уничижают себя с тою целью, чтобы
вызвать в другом сочувствие. Они не играют на
струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и
нянчились с ними... Они не суетны... Делая на грош,
они не носятся со своей папкой на сто рублей и не
хвастают тем, что их пустили туда, куда других не
пустили... Истинные таланты всегда сидят в
потемках, в толпе, подальше от выставки... Если они
имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют
для него покоем, женщинами, вином, суетой... Они
горды своим талантом... Они воспитывают в себе
эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на
стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом,
шагать по оплеванному полу... Они стараются
возможно укротить и облагородить половой
инстинкт... Они не трескают походя водку, не
нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи...
Таковы воспитанные... Чтобы воспитаться и не
стоять ниже уровня среды, в которую попал... нужны
беспрерывный дневной и ночной труд, вечное
чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час...
А.П.Чехов - брату Николаю.
Милые дети!
Я никогда о вас отдельно не
думаю: я всегда думаю, что вы - люди или нелюди, -
как и мы. Но говорят, что вы есть, что вы - особая
порода, еще поддающаяся воздействию. Потому:
- Никогда не лейте зря воды,
потому что в эту же секунду из-за ее отсутствия
погибает в пустыне человек.
- Но оттого, что я не пролью
этой воды, ведь он ее не получит!
- Не получит, но на свете
станет одним бессмысленным преступлением
меньше.
Потому же никогда не
бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами,
поднимите и положите на ближний забор, ибо есть
не только пустыни, где умирают без воды, но и
трущобы, где умирают без хлеба. Может быть, этот
хлеб заметит голодный, и ему менее совестно будет
взять так, чем с земли.
Никогда не бойтесь смешного
и, если видите человека в смешном положении: 1.
Постарайтесь его из него извлечь, если же
невозможно - 2. Прыгайте в него к человеку, как в
воду, вдвоем глупое положение делится пополам: по
половинке на каждого - или же на худой конец - не
видьте смешного в смешном!
Не ссылайтесь на «немодно», а
только на «неблагородно».
Не слишком сердитесь на
родителей, помните, что они были вами и вы будете
ими.
Кроме того, для вас они -
родители, а для самих себя - я. Не исчерпывайте их
родительством.
Не осуждайте своих родителей
на смерть раньше (своих) сорока лет. А тогда - рука
не поднимется!
Увидя на дороге камень -
уберите, представьте себе, что это вы бежите и
расшибаете себе нос; из сочувствия (хотя бы к себе
- в другом) уберите.
Не стесняйтесь уступить
другому место в автобусе. Стыдитесь - не уступить!
Не отзывайтесь при других
иронически о близком (хотя бы даже о любимом
животном); другие уйдут - свой останется.
Марина Цветаева, 1938
Что бы я хотел пожелать молодежи Родины,
посвятившей себя науке?
Прежде всего –
последовательности. Об этом важном условии
плодотворной научной работы я никогда не смогу
говорить без волнения. Последовательность,
последовательность и последовательность!
С самого начала работы
приучите себя к строгой последовательности в
накоплении научных знаний. Изучите азы науки,
прежде чем пытаться взойти на ее вершины.
Никогда не беритесь за
следующее, не усвоив предыдущего. Никогда не
пытайтесь прикрыть недостаток своих знаний хотя
бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Как
бы ни тешил ваш взор своими переливами этот
мыльный пузырь, он неизбежно у вас лопнет, и
ничего, кроме конфуза, у вас не останется.
Приучите себя к сдержанности
и терпению. Научитесь делать черную работу в
науке. Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты!
Как ни совершенно крыло
птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь,
не опираясь на воздух. Факты – это воздух
ученого, без них вы никогда не сможете взлететь.
Без них ваши «теории» – пустые потуги.
Но, изучая, экспериментируя,
наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности
фактов. Не превращайтесь в архивариусов фактов.
Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения.
Настойчиво ищите законы, ими управляющие.
Второе – это скромность.
Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы
высоко ни оценивали вас, всегда имейте мужество
сказать себе: «Я невежда».
Не давайте гордыне овладеть
вами. Из-за нее вы будете упорствовать там, где
нужно согласиться, из-за нее вы откажетесь от
полезного совета и дружеской помощи, из-за нее вы
утратите меру объективности.
В том коллективе, которым мне
приходится руководить, все делает общая
атмосфера. Мы все впряжены в одно общее дело, и
каждый двигает его по мере своих сил и
возможностей. У нас зачастую и не разберешь, что
«мое» и что «твое», но от этого наше общее дело
только выигрывает.
Третье – это страсть.
Помните, что наука требует от человека всей его
жизни. И если у вас было бы две жизни, то и их бы не
хватило вам. Большого напряжения и великой
страсти требует наука от человека.
Будьте страстны в вашей работе и в ваших
исканиях!
Наша Родина открывает
большие просторы перед учеными, и нужно отдать
должное – науку щедро вводят в жизнь в нашей
стране. До последней степени щедро! Что ж
говорить о положении молодого ученого у нас?
Здесь все ясно и так. Ему многое дается, но с него
многое и спросится. И для молодежи, как и для нас,
вопрос чести – оправдать те большие упования,
которые возлагает на науку наша Родина.
Академик И.П.Павлов, февраль 1936
Правила жизни
1. Спокойствие совершенное,
по крайней мере, внешнее.
2. Прямота в словах и
поступках.
3. Обдуманность действий.
4. Решительность.
5. Не говорить о себе без
нужды ни одного слова.
6. Не проводить время
бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что
случится.
7. Издерживать только на
необходимое или приятное, а не по страсти
издерживать.
8. Каждый вечер добросовестно
давать отчет в своих поступках.
9. Ни разу не хвастать ни тем,
что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
10. Никому не показывать этого
журнала.
Из дневников К.Д. Ушинского
|