ХОЧУ БЫТЬ КУЛЬТУРНЫМ. 
		Позитивная, нравственная художественная литература: проза, поэзия, песня.
		Песенная поэзия. Педагогика.

http://positive-lit.ru

Главная | Позитивная литература | Песенная поэзия и авторская песня | Библиотека поэзии. Классики | Педагогика | Заметки на полях | Гостевая | Новая гостевая

Друзья! Наш сайт переехал на адрес http://positive-lit.ru.
Сейчас вы находитесь на страницах старого архива.
© При цитировании материалов сайта обязательна гиперссылка на источник (http://positive-lit.ru).
Иное использование только при условии согласования с авторами.

Статистика


Привет всем искателям общего блага

 

По страницам писем и дневников

А.П. Чехов. Воспитанный человек

М.И. Цветаева. Обращение к детям

И.П. Павлов. Молодым ученым

К.Д. Ушинский. Правила жизни.

       Недостаток у тебя только один... это твоя крайняя невоспитанность...
       Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям: ...Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают их этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя!.. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и оттого, чего не увидишь простым глазом... Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыль в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат... Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними... Они не суетны... Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили... Истинные таланты всегда сидят в потемках, в толпе, подальше от выставки... Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой... Они горды своим талантом... Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу... Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт... Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи... Таковы воспитанные... Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал... нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час...

А.П.Чехов - брату Николаю.

Милые дети!

       Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы - люди или нелюди, - как и мы. Но говорят, что вы есть, что вы - особая порода, еще поддающаяся воздействию. Потому:
       - Никогда не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из-за ее отсутствия погибает в пустыне человек.
       - Но оттого, что я не пролью этой воды, ведь он ее не получит!
       - Не получит, но на свете станет одним бессмысленным преступлением меньше.
       Потому же никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, поднимите и положите на ближний забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба. Может быть, этот хлеб заметит голодный, и ему менее совестно будет взять так, чем с земли.
       Никогда не бойтесь смешного и, если видите человека в смешном положении: 1. Постарайтесь его из него извлечь, если же невозможно - 2. Прыгайте в него к человеку, как в воду, вдвоем глупое положение делится пополам: по половинке на каждого - или же на худой конец - не видьте смешного в смешном!
       Не ссылайтесь на «немодно», а только на «неблагородно».
       Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами и вы будете ими.
       Кроме того, для вас они - родители, а для самих себя - я. Не исчерпывайте их родительством.
       Не осуждайте своих родителей на смерть раньше (своих) сорока лет. А тогда - рука не поднимется!
       Увидя на дороге камень - уберите, представьте себе, что это вы бежите и расшибаете себе нос; из сочувствия (хотя бы к себе - в другом) уберите.
       Не стесняйтесь уступить другому место в автобусе. Стыдитесь - не уступить!
       Не отзывайтесь при других иронически о близком (хотя бы даже о любимом животном); другие уйдут - свой останется.

Марина Цветаева, 1938

       Что бы я хотел пожелать молодежи Родины, посвятившей себя науке?
       Прежде всего – последовательности. Об этом важном условии плодотворной научной работы я никогда не смогу говорить без волнения. Последовательность, последовательность и последовательность!
       С самого начала работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении научных знаний. Изучите азы науки, прежде чем пытаться взойти на ее вершины.
       Никогда не беритесь за следующее, не усвоив предыдущего. Никогда не пытайтесь прикрыть недостаток своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Как бы ни тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь, он неизбежно у вас лопнет, и ничего, кроме конфуза, у вас не останется.
       Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать черную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты!
       Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты – это воздух ученого, без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши «теории» – пустые потуги.
       Но, изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Не превращайтесь в архивариусов фактов. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие.
       Второе – это скромность. Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе: «Я невежда».
       Не давайте гордыне овладеть вами. Из-за нее вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за нее вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за нее вы утратите меру объективности.
       В том коллективе, которым мне приходится руководить, все делает общая атмосфера. Мы все впряжены в одно общее дело, и каждый двигает его по мере своих сил и возможностей. У нас зачастую и не разберешь, что «мое» и что «твое», но от этого наше общее дело только выигрывает.
       Третье – это страсть. Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если у вас было бы две жизни, то и их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека.
Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях!
       Наша Родина открывает большие просторы перед учеными, и нужно отдать должное – науку щедро вводят в жизнь в нашей стране. До последней степени щедро! Что ж говорить о положении молодого ученого у нас? Здесь все ясно и так. Ему многое дается, но с него многое и спросится. И для молодежи, как и для нас, вопрос чести – оправдать те большие упования, которые возлагает на науку наша Родина.

Академик И.П.Павлов, февраль 1936

Правила жизни

       1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
       2. Прямота в словах и поступках.
       3. Обдуманность действий.
       4. Решительность.
       5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
       6. Не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.
       7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.
       8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
       9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
       10. Никому не показывать этого журнала.

Из дневников К.Д. Ушинского