ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩАЯ ЛИТЕРАТУРА
Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову
Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову
Читать всего совсем не нужно;
нужно читать то, что
отвечает на возникшие в душе вопросы.

Лев Толстой






ИЗ КНИЖНОГО КАТАЛОГА
 


В СОЦСЕТИ
 





Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация

Памяти Евгения Георгиевича Садакова /Алексей Грачёв

Новости от Катерины Грачёвой.
В этот раздел перенесены также "Заметки на полях" со старого сайта и некоторые сообщения из блога автора в жж.


18.03.2006

ПАМЯТИ ЕВГЕНИЯ ГЕОРГИЕВИЧА САДАКОВА

Евгения Георгиевича Садакова невозможно представить вне жизни. Постоянно он искал красоту, гармонию, правду, высокий духовный смысл жизни человека, выражая все это в своем творчестве и стремясь донести этот высокий смысл другим людям.

Характерна его убежденность, что искусство не должно показывать окружающую действительность такой, какая она есть, вплоть до безобразных сторон. Он утверждал, что искусство должно задавать нравственные, духовные ориентиры, до которых человек мог бы дорастать. По этому поводу он как-то процитировал полюбившееся ему изречение: "Я делаю не так, как есть, а так, как должно быть". И потому во всех событиях жизни он стремился отыскать глубокий человеческий, нравственный смысл, и сделать фильм о том, что удалось открыть.

Он всегда требовал от фильмов ясности смысла. Рассказывал, что на конкурсах кинофильмов постоянно говорил о необходимости аннотаций к фильмам, где автор должен был написать, о чем его фильм. Ведь если вдуматься, вопрос "о чем фильм" - это вопрос о цели, о том, куда и зачем идёт автор в данном произведении, в своем творчестве, в жизни, и куда он зовет своих зрителей. Этот смысл Евгений Георгиевич стремился выразить точно и емко.

Жизнеутверждение его было деятельным. Он не любил пустых разговоров, бесцельного общения. Всегда говорил о сути интересующих его вопросов. При уклонении от дела объяснял: "Я ведь как выбираю людей? - по общему делу. Какое дело мы будем делать вместе? Будем снимать фильм - значит общаемся прежде всего о фильме, его идее, построении, необходимых задачах, которые нужно выполнить для снятия фильма. Будем организовывать мероприятие - тогда говорим прежде всего о задачах мероприятия". Он постоянно вел большую работу над фильмами: читал книги, искал информацию в интернете, общался с людьми, которые могли помочь прояснить идею фильма, точное выражение её сторон, проявляющихся в жизни. Затем делал сценарий, работал над съемками, искал звуковое оформление, компоновал фильм.

После прочтения моей книги об авторской песне Евгений Георгиевич предложил сделать фильм о её внутреннем смысле. Во время работы над сценарием Евгений Георгиевич утверждал три этапа жизни каждого явления.

Первый этап - становление, первоначальное оформление явления. Второй этап он назвал любовью. Это было мне не очень понятно. Ведь в реальной жизни расцвет сил происходит не только в любви. Но теперь мне в этом видится тот же принцип: "утверждать не так, как есть, а так, как должно быть". Не любой расцвет сил, идущий на что угодно, вплоть до разрушения гармонии, утверждал Евгений Георгиевич, а именно любовь, оберегающую ту гармонию, которая существует, и рождающую новую гармонию.

Третий этап жизни Евгений Георгиевич называл "смертью" в смысле завершения развития и отдавания дальше гармонии, накопленной любовью. Он пояснял, что художник умирает в зрителях, а поэт в читателях и слушателях, передавая им свой опыт, заложенный в произведениях.

Множество его фильмов, существуя одновременно, проходили различные этапы жизни от становления до умирания в зрителях. Но некоторые так и остались незавершенными. Может быть, это и печально. Но если вдуматься, то понимаешь, что настоящий творец не может перестать творить, стремиться вперед, к новым задачам. И тогда, естественно, какие-то произведения останутся незавершенными.

Одним из таких незавершенных фильмов является фильм о государстве, о том, каким оно должно быть. Об этой теме Евгений Георгиевич думал давно. Искал книги, статьи, философские труды, много размышлял сам. Он утверждал государство всеобщей гармонии и справедливости, не соглашаясь с произволом чиновников, несовершенством наших законов, инерцией и безынициативностью людей, не желающих работать для изменения себя и своей жизни в лучшую сторону.

В работе над этим фильмом проявлялась одна из его характерных черт: он не любил неконструктивной критики явлений. Утверждал, что вместо неправильного смысла надо предложить правильный, гармоничный.

Однажды в разговоре он меня спросил: "Как ты думаешь, психология - наука, или нет?" Я ответил, что по-моему психология находится в стадии становления и мало знает о высоких областях сознания человека. Как положительный пример я рассказал ему о психосинтезе Роберто Ассаджоли, где вместо решения частных психологических проблем ставится задача сделать человека гармонично развивающейся личностью, и нарисовал схему сознания Роберто Ассаджоли с ее тремя областями. Тогда Евгений Георгиевич стал рисовать свою схему. Он вообще любил рисовать схемы и расписывать все по пунктам, чтобы все было понятно. Сначала он изобразил два кружка справа налево и сказал: "Вот два человека, между ними существуют психологические проблемы. Что делают психологи? Они стараются создать связь между этими двумя людьми". И он соединил кружки горизонтальной линией "А что нужно делать?", - спросил он и начертил третий кружок над этими двумя, так, что получился треугольник. Показывая на верхний кружок он сказал: "Это нравственные, духовные ценности. По настоящему задача состоит в том, чтобы привести каждого из этих двух людей к нравственным, духовным ценностям, в которых они объединятся". И он соединил два нижних кружка с верхним, образовав треугольник. Так во всем он старался дойти до сути явлений.

Постоянно размышляя о мировой гармонии и нравственном, духовном пути человека, Евгений Георгиевич не принимал возведение узких специальных задач в ранг смысла жизни. Вспоминается его общение с оптималистами, где он никак не соглашался, что смыслом жизни может быть только лишь трезвость сама по себе. Он говорил, что трезвости недостаточно и утверждал необходимость сознательного нравственного, духовного пути.

Снимая туристические походы, он уделял главное внимание не доскональному запечатлению туристской техники при прохождении маршрута, а событиям, имеющим человеческое, нравственное значение. И не случайно его давние, ещё черно-белые фильмы "Песни радости" и "Песни дальних дорог" были приняты в прошлом году с восторгом на Томском фестивале туристских фильмов. Ведь в этих фильмах высказан человеческий смысл туризма. В своих предложениях организаторам фестиваля, которые мы с ним обсуждали, Евгений Георгиевич писал, что высокий смысл, открытый в туристических походах, нужно сохранить и наполнить им свою обычную повседневную жизнь. Ему очень понравилось найденное сопоставление цитат из авторской песни о жизни после походов:

Можно, надышавшись высотой
И сойдя с вершин, как с пьедестала,
На равнинах жизнью жить пустой,
Вспоминая подвиги устало.
(Александр Дольский "Горы и глубины")

и

И так уж повелось с тех давних светлых пор:
Пока в груди не молкнет сердца стук,
Высокой чистотой тех наших первых гор
Мы измеряем жизни чистоту.

(Александр Краснопольский "Первый перевал")

Евгений Георгиевич Садаков всегда был очень отзывчивым на все настоящее и благодарным человеком. Вспоминается, как во время недавних гонений на его учителя - Леонида Леонидовича Оболенского - Евгений Георгиевич Садаков не остался в стороне и везде, где мог, отстаивал своего учителя от нападок, говоря о нем с достоинством и гордостью. Он помнил и утверждал все высокое и значительное, воспринятое от учителя.

Так и останется Евгений Георгиевич Садаков простым и благородным, любящим мудрость, красоту, правду и гармонию. И все это на наше счастье осталось в его фильмах, копии которых будут переданы в музей Леонида Леонидовича Оболенского, а также в государственный архив, где желающим могут изготовить копии фильмов.

Спасибо Вам, Евгений Георгиевич, за добрый духовный труд вашей жизни.

Е.Г. Садакову

Не умер, нет, а сделал шаг в весну…
Поверх весны, туда, в её начало…
И там, в ее сияньи, утонул,
Где сердцу правда духа отвечала.
А зерна, что посеяны, взойдут
И путь кому-то много раз осветят,
И утвердят духовный добрый труд
Цветеньем жизни над пучиной смерти.

Алексей Грачев


Возврат к списку



positive-lit.ru. В поисках пути Человека. Позитивная,жизнеутверждающая литература. (с) Екатерина Грачёва.