Предисловие от автора
Мысль о необходимости собрания воедино и развития позитивной литературы родилась у меня давно. Различные бумажные, а затем и электронные библиотеки предлагают выбирать литературу по родам и видам, по литературным направлениям… и нигде я не могла найти рубрикатора по шкале «нравственное - безнравственное», «высокое – пошлое», «искателям – обывателям». Мне было это очень странно, неужели до сих пор человечество не додумалось до столь простой и столь необходимой классификации? |
|
1. Что такое позитивная литература
Если выводить универсальную формулу, справедливо было бы считать позитивной ту литературу, которая способствует поддержанию и развитию в человеке уровня его сознания и его человечности. Под уровнем развития сознания я понимаю степень способности проникать в суть явлений, видеть их многогранность и соответственно реагировать на них. Следствие развитого сознания —успешное владение собой и обстоятельствами внешнего мира, умение улаживать свои отношения с людьми, решать жизненные задачи. Естественно, все эти умения должны быть направлены в созидательное русло, потому и названа вторая составляющая — человечность, сердечность.
Это — формула, а как применить ее на практике? Ведь если подойти буквоедски, то при желании можно в любом явлении найти некую положительную детальку и провозгласить ее полезность по принципу: «чем делать что-то еще хуже этого, так лучше делать это». |
|
2. Идея или форма? — Идея, Жизнь, Форма!
Для меня нет сомнения в том, что идея первична. «В человеке все должно быть прекрасно», и в произведении тоже, это понятно, но как в общении нам интересно мышление и чувства человека, а не форма его ногтей или цвет волос, так и в произведении тело-форма лишь облекает дух-идею, а не наоборот. Но скажите мне, почему иные произведения, написанные на духовно-нравственные или социально-полезные темы, хочется выкинуть и больше никогда не вспоминать?
|
|
3. Зерна и плевелы (отклонения от пути позитивной литературы)
Между тем есть такие "хитрые" произведения: прочтешь — и вроде бы все в целом хорошо. Но на душе какой-то осадок остался, от чего — не поймешь сразу. Начнешь думать, перечитывать, искать — и на тебе! Находишь какую-нибудь подкрашенную неправедность (то есть, это еще не безнравственность, но все-таки, все-таки...) |
|
4. Признаки позитивной литературы и близкие к ней произведения
К нынешнему моменту мне удалось найти 3 необходимых для позитивной литературы признака:
1. Достойная, нравственная и по-настоящему высокая цель;
2. Твердое шагание к ней по земле, другими словами — прожитость практическая;
3. Умение делать это радостно и сердечно, не скатываясь в догматизм и морализаторство, другими словами — прожитость сердечная.
Если мы лишим литературу хотя бы одного из этих признаков, она уже не будет по-настоящему позитивной. Это можно увидеть на приведенных ниже примерах. |
|
5. К вопросу о детской литературе
Думаю, что никто не откажется увидеть своего ребенка в числе великих деятелей человечества или просто среди достойных его представителей. Так не отнимайте же у ребенка такую возможность! |
|
|
Приложение. Алексей Грачёв. Наследие авторской песни и песенная поэзия восхождения
Поскольку новых суровых всенародных испытаний – войны, тоталитарного режима – в России, к счастью, не предвидится, то создать новый, более высокий уровень песни мыслящих людей о становлении и жизни Человека смогут те авторы, которые сделают целью жизни свое восхождение как человека. И в этом отличие нового уровня авторской песни от прежнего, где главным было сохранение уже достигнутого уровня Человека, с которым и сравнивали себя основатели авторской песни. |
|
|
Приложение. Екатерина Грачёва. Дорогу любви
Моя книга бездарна, пока в ней находит себе место старая и отмененная вселенная нелюбви. Ветошь, мусор, ничто заполняют её страницы – неположительные персонажи.
Нет, моя жизнь не была безоблачной, и я знаю, что есть вещи, которые надо разить без промедления. Но ведь первая из них и есть – нелюбовь. |
|
Послесловие, или Зачем я все это провозглашаю
На самом деле идеологи нужны обществу, просто к ним нужно правильно относиться: во-первых, правильно понимать взаимодействие идеологии с практикой, не сводя его к догматике, а во-вторых, попросту не бояться ничьих мнений и не слишком от них зависеть.
Вот и теперь я выписываю свое понимание литературы восхождения не для того, чтобы побудить не сформировавшихся еще литераторов выстроиться шеренгами и маршировать следом за моей книгой. Нет. Я пишу для тех, кто уже сам внутренне близок моему пониманию, но, может быть, не умел прежде так четко его для себя сформулировать. Я пишу для тех, кто ищет ответа на те же вопросы, что и я. |
|
Лев Толстой о художественном творчестве. Подборка высказываний
"Только путём своего приближения к совершенству мы можем воздействовать на других, - налиться должна лейка доверху, чтоб из неё потекло, - и воздействие будет через нашу жизнь и через слово устное и письменное, насколько это слово будет частью и последствием жизни, насколько от избытка сердца будут говорить уста".
|
|