ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩАЯ ЛИТЕРАТУРА
Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову
Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову
Читать всего совсем не нужно;
нужно читать то, что
отвечает на возникшие в душе вопросы.

Лев Толстой








В СОЦСЕТИ
 





Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация

Екатерина Грачёва. К вопросу о позитивной литературе.



Предисловие от автора

Мысль о необходимости собрания воедино и развития позитивной литературы родилась у меня давно. Различные бумажные, а затем и электронные библиотеки предлагают выбирать литературу по родам и видам, по литературным направлениям… и нигде я не могла найти рубрикатора по шкале «нравственное - безнравственное», «высокое – пошлое», «искателям – обывателям». Мне было это очень странно, неужели до сих пор человечество не додумалось до столь простой и столь необходимой классификации?
 
1. Что такое позитивная литература

Если выводить универсальную формулу, справедливо было бы считать позитивной ту литературу, которая способствует поддержанию и развитию в человеке уровня его сознания и его человечности. Под уровнем развития сознания я понимаю степень способности проникать в суть явлений, видеть их многогранность и соответственно реагировать на них. Следствие развитого сознания —успешное владение собой и обстоятельствами внешнего мира, умение улаживать свои отношения с людьми, решать жизненные задачи. Естественно, все эти умения должны быть направлены в созидательное русло, потому и названа вторая составляющая — человечность, сердечность.
Это — формула, а как применить ее на практике? Ведь если подойти буквоедски, то при желании можно в любом явлении найти некую положительную детальку и провозгласить ее полезность по принципу: «чем делать что-то еще хуже этого, так лучше делать это».
 
2. Идея или форма? — Идея, Жизнь, Форма!

Для меня нет сомнения в том, что идея первична. «В человеке все должно быть прекрасно», и в произведении тоже, это понятно, но как в общении нам интересно мышление и чувства человека, а не форма его ногтей или цвет волос, так и в произведении тело-форма лишь облекает дух-идею, а не наоборот. Но скажите мне, почему иные произведения, написанные на духовно-нравственные или социально-полезные темы, хочется выкинуть и больше никогда не вспоминать?

 
3. Зерна и плевелы (отклонения от пути позитивной литературы)

Между тем есть такие "хитрые" произведения: прочтешь — и вроде бы все в целом хорошо. Но на душе какой-то осадок остался, от чего — не поймешь сразу. Начнешь думать, перечитывать, искать — и на тебе! Находишь какую-нибудь подкрашенную неправедность (то есть, это еще не безнравственность, но все-таки, все-таки...)
 
4. Признаки позитивной литературы и близкие к ней произведения

К нынешнему моменту мне удалось найти 3 необходимых для позитивной литературы признака:
1. Достойная, нравственная и по-настоящему высокая цель;
2. Твердое шагание к ней по земле, другими словами — прожитость практическая;
3. Умение делать это радостно и сердечно, не скатываясь в догматизм и морализаторство, другими словами — прожитость сердечная.
Если мы лишим литературу хотя бы одного из этих признаков, она уже не будет по-настоящему позитивной. Это можно увидеть на приведенных ниже примерах.
 
5. К вопросу о детской литературе

Думаю, что никто не откажется увидеть своего ребенка в числе великих деятелей человечества или просто среди достойных его представителей. Так не отнимайте же у ребенка такую возможность!
 
6. Литература восхождения

Хорошенькую же я ставлю планку! Реальна ли она вовсе, нужна ли она?
 
Приложение. Алексей Грачёв. Наследие авторской песни и песенная поэзия восхождения

Поскольку новых суровых всенародных испытаний – войны, тоталитарного режима – в России, к счастью, не предвидится, то создать новый, более высокий уровень песни мыслящих людей о становлении и жизни Человека смогут те авторы, которые сделают целью жизни свое восхождение как человека. И в этом отличие нового уровня авторской песни от прежнего, где главным было сохранение уже достигнутого уровня Человека, с которым и сравнивали себя основатели авторской песни.
 
Приложение. Дмитрий Мережковский. Фрагмент из статьи «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»

Может быть, современное поколение перед этой огромной задачей сознательного литературного воплощения свободного божественного идеализма окажется бессильным, может быть, оно даже погибнет под ее тяжестью. (…) Впрочем, если даже современному поколению суждено пасть, ему дана радость, едва ли не единственная на земле, ему дано увидеть самый ранний Луч, почувствовать трепет новой жизни, первое веяние великого будущего.
 
Приложение. Екатерина Грачёва. Дорогу любви

Моя книга бездарна, пока в ней находит себе место старая и отмененная вселенная нелюбви. Ветошь, мусор, ничто заполняют её страницы – неположительные персонажи.
Нет, моя жизнь не была безоблачной, и я знаю, что есть вещи, которые надо разить без промедления. Но ведь первая из них и есть – нелюбовь.
 
Послесловие, или Зачем я все это провозглашаю

На самом деле идеологи нужны обществу, просто к ним нужно правильно относиться: во-первых, правильно понимать взаимодействие идеологии с практикой, не сводя его к догматике, а во-вторых, попросту не бояться ничьих мнений и не слишком от них зависеть.
Вот и теперь я выписываю свое понимание литературы восхождения не для того, чтобы побудить не сформировавшихся еще литераторов выстроиться шеренгами и маршировать следом за моей книгой. Нет. Я пишу для тех, кто уже сам внутренне близок моему пониманию, но, может быть, не умел прежде так четко его для себя сформулировать. Я пишу для тех, кто ищет ответа на те же вопросы, что и я.
 
Лев Толстой о художественном творчестве. Подборка высказываний

"Только путём своего приближения к совершенству мы можем воздействовать на других, - налиться должна лейка доверху, чтоб из неё потекло, - и воздействие будет через нашу жизнь и через слово устное и письменное, насколько это слово будет частью и последствием жизни, насколько от избытка сердца будут говорить уста".
 

positive-lit.ru. В поисках пути Человека. Позитивная,жизнеутверждающая литература. (с) Екатерина Грачёва.