ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩАЯ ЛИТЕРАТУРА
Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову
Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову
Читать всего совсем не нужно;
нужно читать то, что
отвечает на возникшие в душе вопросы.

Лев Толстой








В СОЦСЕТИ
 





Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация

Литература по энергосбережению для детей и подростков

Новости от Катерины Грачёвой.
В этот раздел перенесены также "Заметки на полях" со старого сайта и некоторые сообщения из блога автора в жж.


24.12.2005

Опубликовано: "Вестник энергосбережения Южного Урала", 2005, №4

Литература по энергосбережению для детей и подростков
Е.Е. Грачева , ОГУП «Энергосбережение»

Основы отношения человека к окружающему миру, в том числе и к энергопотреблению, закладываются в детстве. Ребенок оглядывается на взрослых и перенимает их привычки. Все плохое быстро прилипает само, все хорошее надо воспитывать сознательно. К счастью, во многих школах уже входит в программу экологический аспект, который вместе с экономическим и лежит в основе энергосберегающего мышления. Однако, как показывает практика, экология воспринимается большей частью детей как лозунги против разлитой нефти или браконьеров, в лучшем случае как очистка лесов и рек от мусора. Это тоже хорошо, но от реального экологического и тем более энергосберегающего сознания подобные воззрения все-таки достаточно далеки.

Вносить элемент энергосбережения в образовательную сферу — насущно необходимо, и это уже делается. Как — будет рассказано в одном из следующих номеров «Вестника». Но в системе образования изменения быстро не происходят. Можно ли что-то еще сделать в такой ситуации? Да, можно.

Хорошая детская художественная книга — один из лучших путей к сердцу ребенка. В истории немало примеров, когда достойная книга даже спасала и «выводила в люди» детей, которым не повезло с домашним окружением и школьным образованием.

Назовем то, что известно нам в этой сфере.

Для самых маленьких подойдет книжка-раскраска «Капелька и Искорка учат экономить энергию», подготовленная общественной организацией «Дети Балтики» (ныне «Друзья Балтики») в Санкт-Петербурге. Показан и долгий путь Капельки и Искорки к человеку, и пути их экономии. Это издание выполнено художником Сергеем Быковым по мотивам аналогичной американской разукрашки.

«Сказка о потерянном тепле», написанная директором ЦЭНЭФ (Москва) Игорем Башмаковым,  — для дошкольников и младших школьников. Дело было так: настала осень, мама и Марина стали замерзать, и им пришлось пригласить дядю — квартирного доктора. А дядя вытащил из своего чемоданчика множество приспособлений и, применяя одно за другим, излечил квартиру от холода. А попутно еще и сказку рассказал про то, как встретились Человеку четверо: Мороз, Холод, Тепло и Жара. И оказалось, что все они нужны, если каждому из них найти верное место в доме. Ну, а Тепло, с которым было приятно жить бок о бок, было очень непоседливо и проскальзывало на улицу в каждую щелочку. Чтобы его сберечь, надо все щелочки утеплить...

Сказка замечательна и в литературном, и в педагогическом отношении. Посмотрите: показаны практические способы утепления квартиры; высказана отнюдь не очевидная мысль о том, что плохи не холод или жара, а неумение найти им соответствующее место; отдельной похвалы стоит взрослость разговора с детьми, на которой всегда настаивал ведущий деятель «гуманной педагогики» Шалва Амонашвили. Несмотря на наличие в реалистической части «дяденьки — квартирного доктора Айболита», дяденька этот разговаривает с маленькой Мариной очень серьезно, без сюсюканья, и Марина принимает посильное деятельное участие в выборе обогревателя и утеплении квартиры. Сюжет вставной сказки незамысловат, язык «традиционен», но мысль ничуть не примитивна. Непрофессиональные иллюстрации, выполненные Игорем Башмаковым и Машей Сахно в «детской» манере, несут на себе отпечаток детской серьезности. И все это гармонично связано между собой, не возникает никакого ощущения нарочитости. Одним словом — ура Башмакову. И Маше Сахно.

Сам автор книги на одном из семинаров рассказывал, что после опубликования этой книги к нему стали обращаться некоторые начальники и говорить: «Ты что наделал! После твоей книжки наши дети заставляют нас невесть что дома творить!» К этому трудно что-то добавить...

Продолжим рассказ упоминанием детских сборников. В ОГУП «Энергосбережение» выпущены четыре сборника детских литературных работ, присланных на конкурс «Бережем планету вместе». Каждый раз находится несколько авторов-детей, чье творчество могло бы занять вполне достойное место наряду со взрослыми изданиями. Так, сказки дошкольника Дениса Золотова (Верхний Уфалей) отличаются новизной взгляда, богатством языка, почти волшебной лаконичностью. Они публиковались и в «Вестнике энергосбережения Южного Урала» (2005/1).

Вот Вьюга и Ветер-Завывун ищут щелки в домах нерадивых хозяев, чтобы там поселиться, надо же и им где-то жить. И перед хозяевами встает вопрос: с чем им бороться, с ленью или с холодом?..

Или вот рассказ о капельке, упавшей с неба к ожидающим ее ослику и его хозяину. «Кап — это начало движения, ля — веселая музыкальная нота, — поясняет нам автор. — Вспомните и остановите ноту воды, которая льется без радости, впустую, и вы сами почувствуете, что в вас рождается музыка...»

Некоторые читатели выражают сомнение, способен ли ребенок написать такой текст — мол, скорей всего, здесь «сильно помогали» взрослые. Но даже если бы их написал признанный мэтр, я бы назвала это его удачей.

Также в особенном ряду — сказка Димы Теплякова, в присланном нам варианте названная «В гостях у гномов», а в сборнике предложенная под вторым названием «Колокольчик Повелителя». Это очень удачный вариант соединения реализма и фэнтези. Волшебный сон о силах природы, о заботящихся о сохранности планеты «сказочных существах» и их Повелителе, приснившийся мальчику, заставляет его переосмыслить взгляд на жизнь. И когда он попадает в реальные жизненные ситуации, перед его внутренним взором словно бы появляется колокольчик Повелителя — маленькое невидимое отражение мирового набата. И тогда он находит в себе силы помочь природе планеты, привлечь к этому других людей.

Из примеров подобных изданий в других регионах — «Энергия и среда обитания»: сборник работ учителей и школьников («Дети Балтики»*, Санкт-Петербург). Из этого сборника запомнилась потешная сказка-гротеск коллективного сочинения о том, как некто Вася Козлов участвовал в международном проекте ШПИРЭ (школьный проект использования ресурсов и энергии). В целях экономии энергии в доме семья Васи Козлова стала искать «возможные и невозможные способы экономить электроэнергию семь дней подряд». Даже «звонок входной двери был украшен элегантной надписью: «Не звонить. Спит ребенок!» Наверное, имелся в виду сам Вася Козлов. Но Вася не спал! Он продолжал ужесточать режим экономии, не боясь быть свергнутым разгневанными родственниками...»

Вот этот коллективный гротеск вместе с историей о возмущенных начальниках, которых донимают прочитавшие сказку Башмакова дети, а также знакомство со многими детскими, педагогическими, государственными проектами по энергосбережению — все это вертелось в моей голове, пока не произошло неотъемлемое писательское «однажды», когда я села и написала: «Папа у Светы был начальник. Большой. Работал в центральном управлении энергосбережением — сокращенно ЦУЭ. Вот как!»

С этого все и началось. Итак, начальник этого самого ЦУЭ Воеводов приходит домой очень грустный. А пятиклассница Света, конечно, не может оставить этого просто так и начинает задавать всяческие вопросы. Тут она и узнает о проблемах и задачах реформирования ЖКХ — конечно, пока что в рисунках с пояснениями. А больше всего папа сердит на городского начальника Филимонова, который заведует ЖКХ и про энергосбережение знать не желает. Вот тут-то Света и решает, что она должна добраться до этого Филимонова и найти способ все ему хорошенечко объяснить. Как это сделать? А вот как: у этого Филимонова есть сын Костик. И сначала нужно подружиться с Костиком. Тем более что он ходит в тот самый кружок юннатов, куда Света недавно записалась.

Но легко сказать — «подружиться с Костиком». Подружиться с кем-нибудь, чтобы мороженое есть и в снежки играть — это, может быть, и просто. А вот подружиться именно с Костиком (у которого, к слову сказать, талантливость сочетается со скверным характером), и именно для того, чтобы спасти планету... и еще чтобы взрослые не вмешались раньше времени и не помешали... а потом еще и с самим папой Филимоновым подружиться — ой какая непростая задачка!

Что было дальше — узнаете из книжки. Поскольку она только что напечатана, отзывов на нее пока почти нет. Только один «цензор», к энергосбережению никакого отношения не имеющий, которому я давала рукопись на пробу, засмеялся в телефонной трубке и сказал: «Я сегодня пошел на работу — все краны проверил...»

Первый тираж книжки издан в ОГУП «Энергосбережение» и будет подарен детям — участникам конкурса «Бережем планету вместе».


* В 2006 г. название другое -  "Друзья Балтики".


Возврат к списку



positive-lit.ru. В поисках пути Человека. Позитивная,жизнеутверждающая литература. (с) Екатерина Грачёва.