ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩАЯ ЛИТЕРАТУРА
Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову
Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову
Читать всего совсем не нужно;
нужно читать то, что
отвечает на возникшие в душе вопросы.

Лев Толстой








В СОЦСЕТИ
 





Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация

Экология, энергосбережение

Экология, энергосбережение

Здесь представлена в историях часть работ по жилищно-коммунальному хозяйству, энергосбережению, альтернативным источникам энергии, экологии.



Тысяча и один рубль: История о карьерном взлёте


Моё погружение в тему жилищно-коммунального хозяйства началось с цикла публикаций в ежедневной областной газете "Уральский курьер".  Во многих случаях к моим статьям делал снимки Вадим Ахметов, рядом с которым было гораздо уютней лазить по подвалам, крышам и стройкам.

Но я же не могу писать просто так, расшифровывая интервью или рассматривая что-то со стороны, мне же надо самой всё потрогать и разобраться. Сначала я стала завсегдатаем рабочих совещаний городских жилищников, а потом мне захотелось соприкоснуться с темой не только "сверху", но и "снизу", и я ненадолго устроилась работать в ЖЭУ.

Наверное, наиболее философичной статьёй из всего цикла газетных материалов стала "Песнь о дворнике", а наиболее  обобщающей - очерк из номера в номер "Тысяча и один рубль", рассказывающий о моём опыте работы секретарём и дворником в ЖЭУ.

Редактор газеты Виктор Косолапов и ответственный секреталь Людмила Вишня отдали статью "Тысяча и один рубль" на конкурс, посвящённый трёхсотлетию прессы в Челябинской области, ни словом мне об этом не обмолвившись. Когда объявили, что моя статья стала лауреатом конкурса в номинации "очерк", это стало большим сюрпризом. Вдобавок в редакции мне ласково сказали, что диплом не отдадут, пока я не "проставлюсь". Как ярый противник спиртного я некоторое время гадала, как же мне "проставляться". А потом купила самый большой арбуз - помню, как еле дотащила его до редакции.

Помимо лауреатства, я получила повышенный гонорар, а затем, устроившись работать в областное государственное унитарное предприятие "Энергосбережение", использовала эту статью в комплекте материалов, поданных на конкурс пиар-проектов. Думаю, она сыграла не последнюю роль в том, что проект стал лауреатом премии "Белое Крыло" в Екатеринбурге, получив статус "лучший пиар-проект в государственных учреждениях по Уральскому Федеральному округу".

Так моя работа дворником стала ярким карьерным шагом: я четырежды получила за неё деньги и добыла два лауреатских диплома - по области и по округу, для редакции и для предприятия. А потом предприятие за этот полученный диплом тоже похвалили областные начальники. Ну, а у меня появились красные корочки с надписью "правительство области". Вот, товарищи, что бывает, когда за метлу берётся Катерина Грачёва!.. 

Энергосбережение для всех и каждого: История о том, как меня вдруг провозгласили экспертом


Екатерина Грачёва.  Энергосбережение для всех и каждого.
Челябинск: ОГУП "Энергосбережение", 2002.


Впоследствии часть статей "Уральского курьера" была использована при подготовке книги "Энергосбережение для всех и каждого". Предполагалось, что эту книгу будут писать несколько авторов, но остальные кандидатуры "сдулись" за пару месяцев до сдачи книги, и мне пришлось писать монографию. Честно сказать, я сильно беспокоилась, ведь пришлось срочно изучать и те темы, о которых я не знала совсем. Но замечаний от специалистов почти не было. В итоге оказалось, что эта книжка стала чуть ли не первой, которая излагала бы вопрос "человеческим языком".

Не успел директор ОГУП "Энергосбережение" Александр Барановский показать сигнальные экземпляры на каком-то совещании, как мне позвонил заместитель одного из мэров и стал просить помочь ему решить административную проблему, затронутую на такой-то странице. Если не ошибаюсь, речь шла об установлении границ ответственности между различными организациями, которые работают с одной трубой водопровода. Я пыталась объяснить, что я журналист, а вовсе не эксперт и тем более не управленец, который хоть как-то был бы способен прокомментировать проблему. А собеседник настаивал, что только я и могла бы решить то, что управленцы долгое время не могут решить сами. Но я не чувствовала в себе призвания к подобным подвигам и кое-как переадресовала его к людям, которые, как мне казалось, могли бы хоть что-то ему сказать.

Тот заместитель мэра оказался далеко не последним, кто по прочтении моих книг называл меня "экспертом". Когда мне спустя несколько лет пришёл пакет бумаг на английском языке - приглашение стать международным экспертом, я впала в панику и стала спрашивать у одного московского товарища, как мне теперь объяснять международной организации, что я вовсе не та, кем меня представляют. Товарищ ответил, что эксперт я "хороший и въедливый", иначе он не присылал бы мне черновики своих работ и работ его коллег, и что надо соглашаться. И тут я как представила, что меня попросят прокомментировать иностранный текст на тему, в которой я и на родном языке не разбираюсь, - да мне месяц надо будет потратить, чтобы написать ответ! В общем, не знаю, прилично так делать или нет, но я отказалась.

Перепроверять данные и уметь следить за логикой - это профессиональная обязанность хорошего журналиста (и за уровень этого навыка мне, в общем-то, не стыдно). Но это не делает журналиста экспертом каждой темы, на которую он пишет. Если кому-то кажется, что я знаток - ребята, это просто потому, что я несколько дней перерывала интернет, чтобы уточнить какую-нибудь неоднозначную детальку статьи, при этом взвешивая вероятную степень компетентности каждого источника по набору признаков. Любой добьётся подобного результата, если потратит на это столько же сил и времени.

А ещё одно профессиональное умение журналиста, точнее, даже рефлекс, который стоит на страже его психического здоровья - немедленно выкидывать из головы то, что уже напечатано, и возвращать ум в состояние tabula rasa. Вот почему я всё-таки не эксперт!

Впрочем, по этому поводу можно вспомнить и такой исторический анекдот, историческую достоверность которого я не проверяла.

Эдисон однажды пожаловался Эйнштейну, что никак не может найти себе помощника. Эйнштейн поинтересовался, как он определяет их пригодность. В ответ Эдисон показал ему несколько листов с вопросами. Эйнштейн стал их читать:
"Сколько миль от Нью-Йорка до Чикаго?" -
и ответил:
"Надо заглянуть в железнодорожный справочник".
Он прочёл следующий вопрос:
"Из чего делают нержавеющую сталь?" -
и ответил:
"Это можно узнать в справочнике по металловедению".
Быстро просмотрев остальные вопросы, Эйнштейн отложил листки и сказал:
"Не дожидаясь отказа, снимаю свою кандидатуру сам".

Вестник энергосбережения: История о трёх ответственных и умеренном бодании


В 2002-2007 году я редактировала ежеквартальный журнал "Вестник энергосбережения Южного Урала". История его была такова: однажды, в 2000 году, на встрече Координационного совета по энергосбережению в Челябинской области, было решено учредить профильный журнал. Изготовление его было поручено ОГУП "Энергосбережение". Но как это часто бывает при общественных инициативах, сначала все сказали "мы все будем активно участвовать", а потом всё пошло в обычном порядке, тогда как сотрудников журналистско-издательского толка не было. На первый номер материалов было достаточно, второй уже состоял частично из документов, а третий, цветной, пестрел рекламой и выглядел странновато.

Вот в этот момент я и познакомилась с организацией и взяла журнал на себя. В следующем номере почти половина статей, за другим именем или без подписи, была написана мной - естественно, по черновым материалам специалистов и беседам с ними, а в дальнейшем я постепенно взяла на себя работу "под ключ", потому что схема подготовки издания и передачи материалов из рук в руки была какая-то слишком "сложносочинённая"  (впрочем, это естественное явление там, где нет профильного специалиста).

Номинального редактора у журнала никогда не было. Я не претендовала на это звание, поскольку содержание журнала определялось не моей "политической волей", а выступать редактором журнала, в котором мне не всё нравится, мне не хотелось. По сути, я выполняла работу журналиста, корректора, фотографа, верстальщика, ответсека и выпускающего редактора, но не главного редактора. Его функции выполнял директор А.К. Барановский, который определял "повестку дня", договаривался с людьми об освещении их тем в журнале, вычитывал и поправлял номер перед сдачей. Однако он отказывался назваться редактором, считая, что "лишь немного помогает", и что вообще слишком помпезно было бы числиться одновременно директором и редактором. Зато на звание редактора всегда претендовал В.Ф. Галанов, занимавшийся журналом ранее - а с моим появлением ему осталось писать раз в полгода статью по своей работе и выступать "свадебным генералом", встречающим гостей чаем в своём кабинете, - именно эту работу он считал истинно редакторской. Другие его воззрений на этот вопрос почему-то не разделяли. В итоге мы сошлись на том, что у журнала было обозначено трое "ответственных за выпуск".

Для меня работать со "свадебным генералом", который номинально числился моим начальником, было очень интересным опытом. Мы с ним часто бодались, но без кровопролитий, потому что если бы кто-нибудь взял верх, то победителю досталась бы работа побеждённого. Разумеется, он не хотел пахать вместо меня, и заменить меня можно было только целой редакцией. Я, в свою очередь, в какие-то моменты доходила до точки кипения, но понимала, что ни за что не захочу вести с приезжими гостями светские беседы и заботиться о представительном имидже - ведь тогда у меня не хватит времени на мою работу. "Будь я директором, - сердито думала я иногда, - я давно заменила бы этого свадебного генерала на какого-нибудь другого, более функционального!" И в то же время, я прекрасно осознавала, что директор учитывает при своём выборе гораздо больше факторов и взаимосвязей, чем я. Сотрудников не составляют из идеальных комплектующих, их берут вживую "as is", а потом лепят "из того, что было" и черпают все последствия.

И вот что из всего этого мне стало ясно: если я бываю недовольна распределением ролей или каким-то ещё процессом в коллективе, нужно понимать, что волшебным образом ничего не изменится, это - некая равнодействующая, некий суммарный вектор всех воль. Чтобы сложившаяся ситуация изменилась, кто-то должен приложить специальные усилия. - Так кто же? И почему я думаю, что на это должен пойти кто-то другой?
 
Чудаки, которые ноют, что их недооценили, на самом деле сами не решаются на более чёткие, яркие, громкие шаги. Недостаточно обладать неким потенциальным талантом, чтобы считать его равным таланту раскрывшемуся. Мы живём не в специальной колбе с питательным раствором и регуляцией комфортной температуры. Раскрытие любого потенциала требует и труда, и времени, и стойкости, умения мужественно держать удар и умения мудро отводить удар. И никто не выполнит эту работу вместо нас самих. Каждый из нас, согласны мы с этой мыслью или нет,  всё-таки ставится жизнью именно на то место, которое он способен занять посреди всего многообразия нынешних обстоятельств.

Так что, нравилось мне это или нет, ответственных за выпуск было не двое, а трое. А вот редактора так и не было.

Замечу всё же, что с моим отъездом журнал своё существование прекратил. ;)

Бережём планету вместе: История о том, как сделать конкурс живым

   

  


Итоговые сборники ежегодного областного конкурса "Бережём планету вместе", проводившегося в 2003-2006 году под моим началом, конечно, написаны не мной, но редакторских раздумий (и редакторских комментариев) в них вложено много. Это был мой проект от начала до конца, и я им горжусь. В чём же была его нестандартность?

На обычных конкурсах награждаются лишь победители, а итоговые публикации, если они есть, бывают дорогими и малотиражными. Мы взяли другой курс: награждали за работу каждого ребенка (это было настояние директора). И помимо сувенира, открытки или шоколадки ребята получали сборники лучших работ с редакторскими комментариями: что получилось удачней всего, а что можно бы подправить (это, как вы понимаете, уже моя инициатива). Издание получилось чёрно-белое, на тонкой бумаге, но зато оно попало во многие школы, вдохновило и педагогов, и детей. Всего за три года от полной беспомощности перед темой (масса рисунков с перечеркнутой лампочкой и историй про незакрытый кран и потоп) область перешла к достаточно глубокому пониманию её педагогами и ребятами, и художественный уровень работ также сильно повысился, когда была осознана сама задача. Конечно, всё это было бы невозможно без работы самих педагогов и без политической воли выделить некоторые финансы на тиражирование книжечек, но очень многое зависело и от того, как организована вот эта "обратная связь" с конкурсантами. Без этой работы конкурс остался бы таким же, как и многие, проводимые как бы "для галочки".

Что касается чиновников - они были реально тронуты выставкой лучших детских рисунков и поделок и приняли тему энергосбережения гораздо ближе к сердцу, чем через всяческие служебные рапортички и совещания. Считаю, что все вместе мы сделали большое дело.

Если говорить о людях, которые помогали больше всего, то это были:

  • Директор Александр Барановский помогал всегда и во всём, где была необходимость, и знал и вникал во всё. Он запрещал мне петь ему дифирамбы, пока я у него работала, "чтоб не сглазить", но в настоящий момент у него другая должность, а я в другом городе - так что, наверное, теперь уже могу сказать, что для меня он был идеальным директором. Честным, трудолюбивым, идейным, самоотверженным, демократичным, уверенным, глубоко мыслящим, с отцовским взглядом на доверенный ему коллектив. Он стоил того, чтоб на него работать. 

  • Алексей Грачёв, как разработчик чёткой и грамотной системы оценки жюри, при следовании которой не возникает чувства противоречия между баллами и непосредственным впечатлением - такая система позволила очень быстро анализировать большое количество очень разных работ.
  • Татьяна Кузнецова и Юлия Миханькова оказывали активную творческую помощь.
  • Елена Старостенко и В.И. Ветров помогали с отбором материалов в номинации "исследование", на защите работ помогал сотрудник министерства В.В. Ротарь.
  • Роза Перевышко и Ирина Алфёрова решали многочисленные организационно-секретарские вопросы. Шофёр Владимир, переквалифицировавшийся в печатника, штурмовал выпуск конкурсных сборников, которые я довёрстывала все разом уже незадолго до награждения - и ему помогали все. Водитель Юрий Маляров, разумеется, активно участвовал во всех перевозках (представьте номинацию "поделки" и их разнообразные габариты). Вообще, в последние дни подведения итогов включалось всё предприятие.
  • Проводил награждение ребят областной министр Валерий Шопов, (его пресс-секретарь Елена Гурова охотно помогала в подготовке министерской части праздника). И особенно запомнилось награждение последнего конкурсного года, которое проводил уже следующий министр Виктор Тупикин. Из зала тогда звучало много вопросов, и в его ответах ясно звучала реальная осведомлённость о деталях нашей работы.

После моего переезда в Новосибирск школы Челябинской области продолжали подавать работы на конкурс и без объявления, так что он всё-таки проводился ещё пару раз, но уже в обычном, "затухающем" формате с принятием работ и награждением.

"Пароль - Эврика": История, которую я пока не рассказала

"Пароль - Эврика" - не просто художественная повесть-приключение, а особенный проект, нацеленный сразу на "нескольких зайцев" - и задуманное получилось. Интересных моментов тут было немало, поэтому я оставила его описание напоследок. Но поскольку у меня уже кончается время, которое я выделила на создание этой странички сайта, пусть пока останется просто упомянутым.


Сам себе энергетик: История о книжных перевоплощениях


Аврорин А.В., Грачёва Е.Е., Пицунова О.Н., Сенова О.Н., Сокольский А.К. Ред. Пирогова И.В. Сам себе энергетик. Москва: ИСАР, 2004.
Репринтное переиздание: Челябинск: ОГУП "Энергосбережение", 2004.

Некоторые дороги человек прорубает, а другие словно бы сами ложатся под ноги. Так, однажды я получила электронную рассылку с известием о необычном семинаре, который меня заинтересовал: энергосбережение и школьное образование. Это было в Санкт-Петербурге, под началом Ольги Сеновой. Уже на месте мне предложили выступить среди докладчиков, и хотя никакого доклада у меня не было, экспромтом я рассказала что-то о нашем регионе. Там я и познакомилась с рядом интересных людей, энтузиастов своего дела. Очевидно, обсуждение семинара шло ещё долго, и через некоторое время уже другие люди, москвичи, пригласили поучаствовать в написании главы для книги "Сам себе энергетик". Это был первый случай, когда меня сочли подходящим для задачи "экспертом".

Работать с Ириной Пироговой и Оксаной Страшненко из Института содействия общественным инициативам было приятно. Мне досталась глава книги про водоснабжение и отопление, способах экономить на их использовании, про соответствующие документы и организационные моменты.

Чуть позже с разрешения ИСАР мы переиздали этот сборник и у себя. Но на этом его распространение не закончилось - книги по энергосбережению широко расходятся и вновь используются.

Лет 10 спустя я познакомилась с коллегами из Барнаула и хотела обменяться с ними литературой, но оказалось, что изданная ими в 2009 году книжка наполовину состоит из воспроизведения всё того же "Сам себе энергетика". Цитата великовата... Впрочем, со сноской. Человек, который показал мне это издание, был несколько смущён поворотом дела, но зато я могла забрать себе экземпляр на память без всякого стесения :-).

История о книге, которую я редактировала, но не читала :)

Во время работы по теме я контактировала с различными людьми, занимавшимися энергетикой, ЖКХ или экологией. Среди них был эксперт из Гринпис, который часто помогал мне информационными подсказками, а я ему - редакторскими.

Однажды он прислал очень трудночитабельный текст - что-то вроде иноязычной книги, переведённой роботом. Стиль был за гранью моего безболезненного восприятия, да и в тот момент я была сильно загружена своими делами. Так что я по этому тексту сама пробежалась "в режиме робота-лингвиста" - поправляла ошибочные речевые обороты или вылавливала логические неувязки, при этом не вникая в суть. Есть какой-то этакий скан-режим у моего мозга, если ему подкинуть "невыносимый" текст. А полноценно вычитывать-редактировать в тот раз отказалась, отправила подкорректированный файл обратно и тут же об этом забыла.

Через несколько месяцев, получив подборку новых изданий Гринпис, я понесла книги к директору и начала пояснять: "Вот эта книга про то, ценная, эта про сё, так себе, можно и не заглядывать, а вот эту книгу про ветроэнергетику я не читала, пока никак не прокомментирую". А директор в этот момент листал брошюры и вдруг смотрит весело: "Интересно-то как. Не читала, говоришь, про ветроэнергетику? А в ней написано, что ты соредактор."

История о двух способах взаимодействия с подчинёнными

В другой раз эксперт прислал мне доклад своего подчинённого, которого только-только принял на работу. В тексте было столько неконкретных мест, что я возмущённо ответила: мол, как можно отправлять "вовне" подобные тексты?! Начинающий сотрудник и есть начинающий, но он сам-то - начальник или как?! Товарищ мой ответил обтекаемо и ушёл в сторону, новичок извинился, но ошибки так и не исправил: "Эх, а я не знаю, как..."

Душа моя этого не вынесла, и в итоге я потратила много времени на переписку с автором сырой работы, на поиски конкретики и на доделывание его брошюры. Некоторое время я кипела про себя - ну как так можно, руководитель называется, сбросил на меня свою работу по воспитанию новичка!.. А если бы этот доклад не ко мне попал?!.. Неужели ему не стыдно за лицо своего отдела?

А потом до меня вдруг дошло. Что, по большому счёту, это метод руководства, позволяющий быстро воспитать самостоятельного помощника. Ведь если будешь контролировать каждый шаг, то помощник так и останется "на подхвате", будет полагаться на то, что начальник всё трудное проверит, поправит, сделает. А то, что лично я так подробно взялась за "воспитание" -  так в это я, вообще-то, сама ввязалась. Потому что привыкла думать, что самое главное - это довести дело до "пятёрки". Но на самом деле процесс совершенствования не менее важен, если не более. Окончательно совершенного всё равно ничего нет, весь мир - это процесс, и всему есть куда расти.

Уже много позже, поступив на управленческие курсы, я поняла, что идеал где-то "посередине". Как и в педагогике, в передаче взрослой ответственности тоже нужно держать человека в "зоне ближайшего развития", а не нянчиться и не "бросать за борт". Но новичок тот стал самостоятельным быстро, если кто в этом сомневается! :)

Энергосбережение и интернет: История о попытке реформирования областного документооборота


Екатерина Грачева. Энергосбережение и интернет. Челябинск: ОГУП "Энергосбережение", 2005.

Дело было в 2005 году. Однажды на региональном совещании встал вопрос, как руководители обменяются следующей редакцией готовящегося документа. К моему изумлению, они собирались распечатывать толстенные талмуды и посылать курьеров во все инстанции (минуточку - это даже не по городу, а по области! - при том, что дело не из каких-то "секретных"), потом таким же способом собирать рукописные поправки. Услышав такое (это ж сколько  задержек, человекочасов и бензина...), я против приличий вмешалась в их высокопоставленную беседу с предложением: могу забрать файл на дискете и потом за пять минут разослать по мейлу всем секретаршам. Или разместить документ на сайте по известной только им ссылке. Реакция была такая, будто я предложила обсудить, есть ли жизнь на Марсе. Понятия "сайт", "электронная почта" и "интернет" оказались для них совершенно незнакомыми! Что уж там говорить о режиме коллективного внесения правок в Ворде?!

Позже, когда я спрашивала у директора, как так вообще может быть, он объяснял мне, что в среде управленцев старой формации пользоваться компьютером и интернетом долгое время считалось уделом неквалифицированных секретарш, не управленческое это дело - по кнопкам стучать. Неприлично даже. Я была в шоке, ведь меня еще в 1988 году в пятом классе учили программы писать, а тут 17 лет спустя кто-то массово считает компьютер печатной машинкой!

Ну, а дискуссия на совещании завершилась поручением в мой адрес - написать книгу про то, с какого боку подходить к компьютеру, как нажимать на нём кнопку "пуск" (так, чтобы он не взорвался), что такое "сайт", как его отличать от "электронной почты". А во второй части рассказать, какие существуют сайты по энергосбережению. Эту брошюру пришлось ещё и переиздавать, так она оказалась востребована. Надеюсь, что нам с директором всё-таки удалось внести этим свой посильный вклад в лесосбережение, и руководители хоть немного пораньше узнали о том, что такое "Ворд" и "электронная почта".

Сейчас эта книга уже совсем устарела, но когда она попадается мне на глаза, я всласть хихикаю. Например, над этим:

О телефонном модеме: "...После чего телефон с модемом начнут звонить, пищать, скрипеть, кряхтеть — это всё не страшно, так и полагается (громкость может быть разная)".

"Cancel — это спасительная кнопка для тех, кто отчаялся понять, куда это он попал. Обозначает примерно следующее: «выпустите меня отсюда, я ничего не понимаю»."

О том, что будет, если нанять для изготовления сайта исключительно программиста: "...Если вы, не имея хорошего специалиста по рекламе или связям с общественностью, предложите ему рекламный текст на уровне «Я поэт, зовусь Незнайка, от меня вам балалайка», — он добросовестно выставит этот текст и размышлять над ним не будет, — это не его работа".
 
"Если записанный адрес содержит значок @, то это не адрес сайта, а адрес электронной почты, и он здесь не подойдёт. Впрочем,  бывает, что люди, у который записан адрес чьей-то электронной почты, горюют, что записали не то, и очень хотят попасть на сайт этого человека. Что ж, можно попробовать. [...Способ 1... 2... ] 3) Можно просто написать письмо по этому электронному адресу и спросить: «А какой у вас сайт»?"

Проект по изменению климата. Рекомендации учителям средней школы: История об осмыслении неоднозначной темы 


Проект по изменению климата. Рекомендации учителям средней школы. (Грачёва Е.Е.). Москва: РРЭЦ, 2009.

Образование у меня педагогическое, но в самой школе я проработала недолго - год перед окончанием университета и полгода после, и методички раньше не составляла. Да и вопрос глобального потепления - не моя тема, тем более что он остаётся спорным. Но, вероятно, в те времена я была одним из немногих людей, кто мог бы совместить эти две темы и написать о них доступным языком, поэтому мне предложили поработать над этим проектом.

Предложение это было для меня неоднозначным. Именно потому, что у меня самой нет окончательного мнения на счёт теории глобального потепления. Парниковые газы, несомненно, оказывают своё губительное влияние на атмосферу. И всё, что уменьшает "углеродный след", хорошо. Однако, согласно моим личным убеждениям, это не главная причина климатических изменений и не главный вопрос о судьбе планеты. Человечество подошло к рубежу эпох, на который указывают все вероучения и философии, - вот что главное сейчас на самом деле. Мы, человечество, должны вырасти над собой в нравственном отношении, и этот вопрос - самый неотложный. Именно нравственная, мысленная, ноосферная гармония приведёт к гармонизации биосферы, потому что материя физическая так или иначе приводится в движение материей мысленной. И на практике тоже, именно нравственное чувство в конечном итоге побудит людей не мусорить и не жадничать, а беречь и созидать.

В книге с заданной идеологией про этого не расскажешь. Но если я не возьмусь за эту работу, её отдадут кому-то другому, и он расставит собственные акценты - а вдруг они отстоят от моего понимания истины ещё дальше? Так что я решила взять на себя ответственность и постараться совместить редакционную задачу с собственными чувствами так, как смогу.

Автором указана я, но часть педагогических разработок добавлена организаторами проекта.

Климатическая шкатулка: История о редакторах, успешно совместивших несовместимое, о трудностях популяризаторской работы и особенностей выступления "под эгидой".


Климатическая шкатулка: Пособие для школьников по теме «Изменение климата» / В. Бердин, Е. Грачёва, Ю. Добролюбова и др. М.: Программа развития ООН в России, 2014.

"Климатическая шкатулка" - это более масштабный проект той же организационной группы, которая готовила и "Климатическую переменку". Над ней работало много людей с разным образованием, воззрениями, стилем и подходом. Раньше мне не приходилось работать в такой "разношёрстной" компании, было в новинку наблюдать, как при обсуждении различных вопросов возникало немало споров. За время работы менялась и концепция адресной группы читателей, а ведь это предполагает уже другой текст. 

Видимо, подход к работе над книгой можно соотнести с Agile - "гибким" стилем разработчиков компьютерных программ, только думаю, что с авторами текстов это выглядит несколько трудней, чем с авторами кода. В любом случае, терпение редакторов во время работы над этой книгой явно проходило самое интенсивное испытание, и выдержано оно было на высоте.

А сама я столкнулась с двумя трудностями, которые мне не хотелось бы повторять.

Первая - это интересы эгиды, которая прибавляется не сразу, а на финальном этапе.

Ощущалось - мной в небольшой степени, а редакторами, наверное, в максимальной - нелёгкость работы с несколькими учредителями и спонсорами проекта. Раньше мне не приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда "эгид" много, у каждой свои интересы (энергетика - сфера больших денег, а значит, незатухающих споров), и некоторые "эгиды" подсоединяются уже на финальном этапе.

И вот, когда были подготовлены и отпечатаны сигнальные экземпляры, оказалось, что одному из потенциальных спонсоров не нравятся данные некой сопоставительной таблицы. Цифры были взяты, как вы понимаете, не откуда попало, а из официальной научной статьи, но вот противоречие: цифры отражали не ту концепцию, какую хотелось спонсору. А это означает отказ от финансирования. Причём было не очевидно, какая же концепция для спонсора будет "правильной". На его сайте аналогичных расчётов не нашлось. Тут можно было долго перебирать вариации от разных исследователей - и так и не угодить заказчику. Так что осталось предложить организаторам запрашивать данные для таблицы от самих спонсоров.

Для меня самой эта ситуация (возможно, и не удивительная для проектов международного уровня с различными интересами больших фигур) оказалась чувствительным моментом. Ведь я с самого начала работы гордилась своей репутацией журналиста, который "ничего не перевирает" - и которого по этой причине приглашали туда, где перед остальными журналистами ворота накрепко запирали. Если уж меня в чём упрекали, так это в перфекционизме и в излишней въедливости. Но здесь я прочувствовала, как всё-таки нелегко писать книгу с детальными цифрами на тему, в которой ты сам не являешься исследователем. Если учёные-эксперты приводят отличающиеся цифры и оценки, то самостоятельно ранжировать, "какой эксперт экспертнее" (или честнее), ты не можешь. Вполне может быть, что ошибок и вовсе нет, разные  опыты реально давали разные результаты! В статистической науке вообще есть понятие "нерепрезентативной выборки" - это значит, что исходных данных не так много, и вероятность случайных колебаний результата слишком велика.

В ситуации с разночтениями, если ты реальный учёный или представитель конкретной лобби-группы, то у тебя есть хотя бы ради чего копья ломать: доказывать правоту своей научной школы или отстаивать значение твоей общественной позиции. А когда ты человек со стороны - у тебя нет своей позиции, есть только набор чужих, и если попадёшь в эпицентр столкновения чужих лобби - как ни погляди, неуютный расклад. Опять же, если ты руководишь проектом - тут хотя бы ясно, что делать: идти и решать,  отказываться от спонсора или менять продукт. Но когда ты - один из команды исполнителей, и внезапно вся команда де-факто попадает в невыгодную ситуацию как бы из-за того, что ты добросовестно выполнил свой участок работы - нет, ты понимаешь, что это именно "как бы", да и все другие, наверное, понимают, но всё равно начинает скрести мысль, что ты мог бы о чём-то догадаться заранее, предугадать и так далее.  

Вторая трудность - политические интересы стран-участников.

Отдельную трудность для меня лично составило и то, что книга издавалась по инициативе Программы Развития ООН, предполагался её перевод на другие языки, а значит, много должно быть о зарубежном опыте и в духе зарубежного менталитета. А мой менталитет - русский. В наше время перелома эпох эту русскость нужно отстаивать сильней, чем ранее, и неизбежные при международных проектах компромиссы ощущаются острее. Книга состоялась бы в любом случае и попала бы в школы, и у меня была возможность повлиять на её тональность, и я взялась за это. Но естественно, на мою тональность тоже пытались влиять.

К примеру, когда я прочла редакторскую правку фрагмента про энергосбережение, где внезапно появилась цитата - мнение об энергосбережении американского президента Буша, мне немедленно захотелось попросить, чтобы в текст добавили цитату об энергосбережении от генсека Брежнева. Конечно, во времена Брежнева и слова такого не было, но так даже лучше - тем видней будут уши, за которые она притянута. Ведь цитаты со съездов были неотъемлемой необходимостью каждой книги того времени - люди как-то умудрялись их вставлять, значит, и я смогла бы!..

Впрочем, написала я не это, а просьбу вынести "судьбоносную" цитату в какую-нибудь отдельную врезку. Нет ничего плохого в том, что Бушу вставили в доклад правильную фразу про энергосбережение, но разве от этого он стал авторитетным деятелем в этой сфере? Уж насколько я не профессор, но уверена, что он знает о теме меньше моего. Так что это ему логично меня цитировать, а не наоборот - isn't it?

Словом, этот опыт для меня был трудней прежних, но как ни фантастично, после всех перипетий книга всё-таки удалась. Получился очень интересный вариант энциклопедии с изобретательными заданиями. Редакторы в этом деле - самые большие молодцы, их заслуга действительно велика!

А вот себе я сказала, что в следующий раз мне не стоит браться за такую книгу. Найдётся, найдётся кто-то ещё. Тема становится всё шире известной, к ней подключаются новые люди. И это отлично. Политика-экономика будет меняться, но всё больше людей начинает понимать, как важно беречь планету - во многих аспектах и многими способами. Мне пора возвращаться к тому, что могу сказать только я.

PS ...А потом прошло ещё несколько лет, люди начали делиться "на два лагеря", стало обнаруживаться и многое ранее скрытое. Тогда я лучше поняла, что именно происходило вокруг меня во время работы над темой энергоэффективности и почему мне бывало нелегко в международных проектах. Я и раньше видела, как активно тему экологии используют в своих целях либералы, но не вполне представляла масштабы и цели влияния. Интересно, вообще, что я не знаю всех подводных течений, но при этом меня спасает интуиция. Почему-то же я отказывалась от ряда предложений, выглядевших вполне выгодными и безобидными... 




Назад в раздел



Дорогие читатели, автор всегда  рад вашим отзывам, вопросам, комментариям!
 
positive-lit.ru. В поисках пути Человека. Позитивная,жизнеутверждающая литература. (с) Екатерина Грачёва.