ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩАЯ ЛИТЕРАТУРА
Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову
Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову
Читать всего совсем не нужно;
нужно читать то, что
отвечает на возникшие в душе вопросы.

Лев Толстой








В СОЦСЕТИ
 





Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация

Приложение. О совмещении двух направлений творчества в авторской песне


Опубликовано: ISBN 978-5-87039-153-3 Грачев А.П. Путь песенной поэзии. Авторская песня и песенная поэзия восхождения. (Изд. 2-е перераб. и доп.) - Челябинск: "Рекпол", 2007. - 148 с.


Английский искусствовед 19 века Джон Рёскин в своих лекциях об искусстве говорит о том, что в живописи с ранних времён было два больших направления. Первое из них – направление света и тени. Для картин, принадлежащих к этому направлению, характерна правильная передача объёма светотенью при недостаточно хорошей передаче цвета. Это направление живописи создавали люди, для которых на первом месте стояло стремление к истине. Они ставили задачу изображения сути вещей. Типичным представителем этого направления является Леонардо да Винчи.

Второе – направление цвета. Для картин этого направления характерна правильная передача цвета плоскими красками без передачи объёма светотенью. Это направление создавали люди, всецело погружённые в радости земной жизни, ставившие задачу правильного изображения предметов самих по себе.

Эти два направления живописи долго развивались параллельно. Но однажды появился художник, объединивший в своём творчестве достижения первого и второго направления. Это был Тициан.

Подобно изложенному Рёскиным о живописи, в русской песенной поэзии наблюдается два течения. Представители одного из них стремятся правильно изобразить события жизни и переживания людей по поводу этих событий. Так, русская народная песня выражает полное погружение человека в переживание текущих событий жизни. Это либо необъятная тоска, либо радость праздничного разгула, либо печаль об ушедшем, либо ярость воина в битве, либо любовь к Родине или другому человеку. По сути такая поэзия сродни направлению цвета в живописи. Можно назвать его направлением выражения событий.

Другое направление создают песенные поэты, выражающие в своих произведениях идеи, организующие жизнь человека изнутри, независимо от текущих событий. Это идеи нравственные, философские, научные и религиозные. Это направление песенной поэзии по сути сродни направлению света и тени в живописи, где прежде всего передается суть вещей. Можно назвать его направлением выражения идей.

Впервые это направление массово проявилось в песнях революционеров в конце 19 – начале 20 века. Авторы этого песенного потока выражали в своём песенном искусстве революционные идеи, по которым выстраивали свою жизнь. А всё несозвучное этим идеям отметали как ненужное. В результате такой узости и ограниченности в этом песенном потоке не было создано значительных произведений искусства.

После победы революции в России и утверждения коммунистических идей в качестве государственных принципов всё искусство, не созвучное этим идеям, подверглось гонениям. В результате произошёл упадок в русском искусстве, в том числе песенном. Поток революционной песни продолжился как советская песня, в основном с тем же успехом из-за контроля со стороны государства.

Потребность русского народа в настоящей человечески ценной песне привела к появлению в пятидесятые годы 20 века народного песенного движения авторской песни. Авторская песня соединила в себе лучшие достижения обоих песенных направлений, бывших до неё. В направлении выражения идей, она стала выражать нравственные, человечные, созидательные, патриотические идеи. В этом направлении авторская песня закрепила в русской песенной поэзии темы, которых не было в русской народной песне и городском романсе – темы сознательного пути человека к высокой цели, сознательного объединения людей вокруг такой цели. В направлении выражения событий она стала выражать переживание событий, происходящих на пути человека к высокой достойной цели, будь это преодоление своих слабостей или совместное с другими людьми созидание общей гармонии.

Таким образом, авторская песня наполнила направление выражения идей большей человечностью, а направление выражения событий – более высоким смыслом.*


* Имеется в виду авторская песня с середины пятидесятых до середины восьмидесятых годов двадцатого века и, конечно же, лучшие песни основных авторов этого периода: Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, Александра Галича, Александра Городницкого, Владимира Ланцберга, Александра Дольского и ряда других.



Назад в раздел
positive-lit.ru. В поисках пути Человека. Позитивная,жизнеутверждающая литература. (с) Екатерина Грачёва.