ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩАЯ ЛИТЕРАТУРА
Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову
Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову
Читать всего совсем не нужно;
нужно читать то, что
отвечает на возникшие в душе вопросы.

Лев Толстой








В СОЦСЕТИ
 





Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация

Лев Толстой о художественном творчестве. Подборка высказываний




Произведение как объединительная сила

Бывает, что люди, находясь вместе, если не враждебны, то чужды друг другу по своим настроениям и чувствам, и вдруг или рассказ, или представление, или картина, даже здание, и чаще всего музыка, как электрической искрой, соединяет всех этих людей, и все эти люди, вместо прежней разрозненности, часто даже враждебности, чувствуют единение и любовь друг к другу. Всякий радуется тому, что другой испытывает то же, что и он, радуется тому общению, которое установилось не только между ним и всеми присутствующими, но и между всеми теперь живущими людьми, которые получат то же впечатление; мало того, чувствуется таинственная радость загробного общения со всеми людьми прошедшего, которые испытывали то же чувство, и людьми будущего, которые испытают его. 1

Настоящее произведение искусства делает то, что в сознании воспринимающего уничтожается разделение между ним и художником, и не только между ним и художником, но и между ним и всеми людьми, которые воспринимают то же произведение искусства. В этом-то освобождении личности от своего отделения от других людей, от своего одиночества, в этом-то слиянии личности с другими и заключается главная привлекательная сила и свойство искусства. 2

Назначение искусства, его идеи

Несчастны люди, то есть, существа, одарённые разумом и даром слова, когда они и то, и другое употребляют для того, чтобы жить, как животные. 3

Задача искусства должна заключаться в том, чтобы внести в жизнь свет истины, осветить мрак жизни и указать истинный смысл её. 4

Искусство по силе своего влияния почти равно религии. А религия служит только вере, значит, самому высокому, что есть в душе. И как те религии, которые служат не вере, не душе, а чему-то другому, теряют своё значение, так и искусство, если оно преследует цели забавы для тех, кто им пользуется, становится неизбежно для тех, кто ему служит, ремеслом, требующим только технического совершенствования. И тогда оно является уже не благом, а злом. 5

Красота, радость, только как радость, независимо от добра, отвратительная. Я узнал это и бросил. Добро без красоты мучительно. Только соединение двух, и не соединение, а красота как венец добра. 6

С тех пор, как были люди, истинное искусство, то, которое высоко ценилось людьми, не имело другого значения, как выражение науки о назначении и благе человека. Всегда и до последнего времени искусство служило учению о жизни, - только тогда оно было тем, что так высоко ценили люди. 7

Великая литература рождается тогда, когда пробуждается высокое нравственное чувство. 8

Внутренняя прожитость истин

Одно опасно: писать только вследствие рассуждения, а не такого чувства, которое обхватывало бы всё существо человека. Одинаково, по-моему, дурно и вредно писать безнравственные вещи, как и писать поучительные сочинения холодно и не веря в то, чему учишь, не имея страстного желания передать людям то, что тебе даёт благо. 9

Только путём своего приближения к совершенству мы можем воздействовать на других, - налиться должна лейка доверху, чтоб из неё потекло, - и воздействие будет через нашу жизнь и через слово устное и письменное, насколько это слово будет частью и последствием жизни, насколько от избытка сердца будут говорить уста. 10

Какая огромная разница между таким философствованием, при котором играешь словами, и таким изложением мысли, при котором готовишься жить и умереть на основании тех слов, которые высказываешь. 11

Произведение искусства хорошо или дурно от того, что говорит, как говорит и насколько от души говорит художник.

Для того, чтобы произведение искусства было совершенно, нужно, чтобы то, что говорит художник, было совершенно ново и важно для всех людей, чтобы выражено оно было вполне красиво, и чтобы художник говорил из внутренней потребности и потому говорил вполне правдиво.

Для того, чтобы то, что говорит художник, было вполне ново и важно, нужно, чтобы художник был нравственно просвещённый человек, а потому не жил бы исключительно эгоистичной жизнью, а был участником общей жизни человечества.

Для того, чтобы то, что говорит художник, было выражено вполне хорошо, нужно, чтобы художник овладел своим мастерством так, чтобы, работая, так же мало думал о правилах этого мастерства, как мало думает человек о правилах механики, когда ходит.

А чтобы достигнуть этого, художник никогда не должен оглядываться на свою работу, любоваться ею, не должен ставить мастерство своей целью, как не должен человек идущий думать о своей походке и любоваться ею.

Для того же, чтобы художник выражал внутреннюю потребность души и потому говорил бы от всей души то, что он говорит, он должен, во-первых, не заниматься многими пустяками, мешающими любить по-настоящему то, что свойственно любить, а во-вторых, любить самому, своим сердцем, а не чужим, не притворяться, что любишь то, что другие признают или считают достойным любви. 12

То, что есть и то, что должно быть

Искусство есть умение изображать то, что должно быть, то, к чему должны стремиться все люди, то, что даёт людям наибольшее благо. 13

Для того, чтобы производить то, что называют произведениями искусства, надо, чтобы человек ясно, несомненно знал, что' добро, что' зло, тонко видел разделяющую черту, и потому писал бы не то, что есть, а что должно быть. А писал бы то, что должно быть, так, как будто оно есть, чтобы для него то, что должно быть - было бы. 14

Правду узнает не тот, кто узнает только то, что было, есть и бывает, а тот, кто узнает, что должно быть по воле Бога.

Напишет правду не тот, кто только опишет, как было дело и что сделал тот, и что сделал другой человек, а тот, кто покажет, что делают люди хорошо, т.е. согласно с волей Бога, и что дурно, т.е. противно воле Бога.

Правда - это путь. Христос сказал: "Я есмь путь, и истина, и жизнь".

И потому правду знает не тот, кто глядит себе под ноги, а тот, кто знает по солнцу, куда ему идти.

Все словесные сочинения и хороши, и нужны не тогда, когда они описывают, что было, а когда показывают, что должно быть; не тогда, когда они рассказывают то, что делали люди, а когда оценивают хорошее и дурное, когда показывают людям один тесный путь воли Божией, ведущей в жизнь.

Для того же, чтобы показать этот путь, нельзя описывать только то, что бывает в мире. Мир лежит во зле и соблазнах. Если будешь описывать много лжи, и в словах твоих не будет правды. Чтобы была правда в том, что описываешь, надо писать не то, что есть, а то, что должно быть, описывать не правду того, что есть, а правду Царствия Божия, которое близится к нам, но которого ещё нет. 15

Индивидуальность писателя

Серьёзный писатель должен писать так, чтобы иметь в виду только то, что его прочтут уже после его смерти. 16

Человек проявит свою индивидуальность не тогда, когда он будет заботиться о ней, а тогда, когда он, забыв о ней, будет по мере своих сил и способностей делать то, к чему влечёт его природа.

Смешная забота об индивидуальности. Предоставим Богу это или природе. Они уж позаботятся об индивидуальности. 17

...Индивидуальность у писателя? Индивидуальность - это искренность. Если будете искренним, тогда всегда будете и индивидуальным. 18

Сам писатель должен быть в движении

Художник, для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтоб его произведение было исканием. Если он всё нашёл и всё знает, и учит, или нарочно потешает, он не действует. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливается с ним в поисках. 19

Жизнь как художественное произведение

Дело не в том, чтобы писать, а в том, чтобы жить христианскою жизнью; вот величайшее художественное произведение, доступное человеку. Будем же стараться его производить, а по мере достижения этого и наши слова и писания будут хороши и нужны людям. 20

Надо больше заниматься тем художественным произведением, которое составляет жизнь каждого из нас, прикладывая всё внимание и усилие на то, чтобы не было в ней никаких ошибок ни колорита, ни перспективы, ни, главное, отсутствия содержания. 21

Художественное произведение есть то, которое заражает людей, приводит их всех к одному настроению. Нет равного по силе воздействия и по подчинению всех людей к одному и тому же настроению, как дело жизни и, под конец, целая жизнь человеческая. Если бы столько людей понимали всё значение и всю силу этого художественного произведения своей жизни! Если бы только они так же заботливо лелеяли её, прилагали все силы на то, чтобы не испортить его чем-нибудь и произвести его во всей возможной красоте. А то мы лелеем отражение жизни, а самой жизнью пренебрегаем. А хотим ли мы или не хотим того, она есть художественное произведение, потому что действует на других людей, созерцается ими. 22

* * *

Надо стараться довести свою мысль до такой степени простоты, точности и ясности, чтобы всякий, кто прочтёт, сказал бы: "Только-то? Да ведь это так просто!" А для этого нужно огромное напряжение и труд. 23

Главная цель искусства та, чтобы проявить, высказать правду о душе человека, высказать такие тайны, которые нельзя высказать простым словом. От этого и искусство. 24

Самое важное в произведении искусства - чтобы оно имело нечто вроде фокуса, то есть, чего-то такого, к чему сходятся все лучи или от чего исходят. И этот фокус должен быть недоступен полному объяснению словами. Тем и важно хорошее произведение искусства, что основное его содержание во всей полноте может быть выражено только им. 25

Искусство захватывает вечное, и это вечное даёт ему силу и смысл. 26


1 20-томник, т.15, стр.191.

2 20-томник, т.15, стр.179-180.

3 20-томник, т.20, стр.371.

4 Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников. В 2-х томах. - М., 1978, т.1, стр.255.

5 Восп. совр., т.2, стр.93.

6 20-томник, т.19, стр.475.

7 20-томник, т.16, стр.367.

8 Восп. совр., т.2, стр.156.

9 20-томник, т.18, стр.14.

10 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90-та томах. - М., 1928-1958, т.64, стр.235.

11 ПСС, т.67, стр.266.

12 20-томник, т.15, стр.40.

1320-томник, т.19, стр.512.

14 ПСС, т.64, стр.15.

15 20-томник, т.15, стр.38.

16 Восп. совр., т.2, стр.17.

17 ПСС, т.68, стр.168 и 172.

18 Восп. совр., т.2, стр.313.

19 20-томник, т.20, стр.141.

20 ПСС, т.64, стр.58.

21 ПСС, т.67, стр.56.

22 (20-томник, т.19, стр.496.)

23 Гусев Н.Н. Два года с Л.Н.Толстым. Из Ясной Поляны в Чердынь. Отрывочные воспоминания. Лев Толстой - человек. - М., 1973, стр.204.

24 20-томник, т.20, стр.49.

25 Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого. - М., 1959, стр.68.

26 Толстой Л.Н. Переписка с русскими писателями. В 2-х томах. - М., 1978, т.2, стр.355.



Источник >>> (подборка Максима Орлова, здесь - сокращена и иначе скомпонована)



Назад в раздел
positive-lit.ru. В поисках пути Человека. Позитивная,жизнеутверждающая литература. (с) Екатерина Грачёва.