ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩАЯ ЛИТЕРАТУРА
Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову
Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову
Читать всего совсем не нужно;
нужно читать то, что
отвечает на возникшие в душе вопросы.

Лев Толстой








В СОЦСЕТИ
 





Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация

О мастере и подмастерье в искусстве


Опубликовано: Грачёв А.П. О духовности нерелигиозного искусства. - Новосибирск, 2011. - 12 с.


В любом виде искусства те, кто его творит, находятся или в состоянии мастера, или в состоянии подмастерья. Подмастерье – это тот, кто ещё не раскрыл свою индивидуальность, не обрёл свой неповторимый голос в искусстве. Подмастерье подражает известным мастерам, стараясь как можно лучше и добросовестней повторять их приёмы и творческие находки при создании своих произведений. Он изучает теоретические труды, в которых объясняются ранее открытые способы, стили и направления творчества в искусстве. Он копирует чужие достижения, которые ему нравятся.

Мастер – это тот, кто творит из своей индивидуальности, имеет свой неповторимый голос в искусстве. Мастер всегда старается найти своё понимание, свой путь творчества гармонии. Достижения других творцов он всегда переосмысливает со своей точки зрения и никогда не повторяет их механически, не найдя своего подхода к этим достижениям.

Ценность каждого творца искусства в его индивидуальной неповторимости, в том, что именно он может наиболее сильно выразить в искусстве. Поэтому каждый нормальный творец искусства стремится стать мастером. Состояние же подмастерья временно, хотя и необходимо для большинства на начальном этапе творчества. Оно продолжается лишь до тех пор, пока творец искусства не почувствует свой индивидуальный подход к искусству.

Всего этого можно было бы и не писать, если бы не было определённого вида творцов искусства, которые и сами вечно остаются в состоянии подмастерья, и других несведущих надолго вовлекают в него. Пропагандируя изучение чужих достижений, они замалчивают необходимость поиска и раскрытия своей неповторимой индивидуальной гармонии. Этим наносится большой вред искусству, так как при таком подходе вместо неповторимых произведений создаются произведения шаблонные.

В связи с этим можно сказать, что мастер и подмастерье ставят в своём творчестве две разные цели. Цель подмастерья – хорошо копировать чужие достижения. Цель мастера – раскрывая свою индивидуальность, создавать неповторимые произведения. Подмастерье в своём творчестве всегда только приближается к уровню чужих достижений, которые он копирует. А мастер, совершенствуясь, способен превзойти уровень произведений, созданных до него.

Не имеет значения, сколько произведений искусства создал мастер. У одних мастеров сотни и тысячи произведений, у других – только десятки. Важно не число, а художественный и идейный уровень произведений. У Леонардо да Винчи известно не так уж много картин. Но он великий мастер живописи. А Грибоедов вошел в русскую литературу с одним своим произведением «Горе от ума».

Главное для желающего быть мастером – всегда ставить цель мастера: раскрывая свою индивидуальность в искусстве, создавать неповторимые произведения. И тогда, продвигаясь к этой цели шаг за шагом, творец искусства достигает её. Но тот, кто не ставит такую цель, вряд ли сможет её достичь, вечно оставаясь в состоянии подмастерья.



Назад в раздел
positive-lit.ru. В поисках пути Человека. Позитивная,жизнеутверждающая литература. (с) Екатерина Грачёва.