Утром я спросила у Гелия...
Как бы не так! Спросила! Его вообще дома не оказалось. Чемодан, правда, оставил. И записку: «Оля, я ушел на работу. Не знаю, когда вернусь. Гелий».
Он пришел вечером. И сказал:
– Привет, закрой глаза. Я тебе тут один подарок сообразил. Вещь, которой почему-то недостает в этом доме.
Я зажмурилась, а он навесил мне что-то на шею, это оказалось фартуком.
– Мерси, – ответила я. – А теперь ты глаза закрой.
– Зачем? – спросил он, но послушался. Я развернула его к трюмо:
– А теперь открой.
Он посмотрел на себя в зеркало, засмеялся и стал стирать со щеки известку.
– И где же ты работал? – поинтересовалась я.
– Мало ли где. На вокзале таскал чемоданы. Потом настрочил об этом статью и унес в газету. Знаешь, в газетах обычно любят всякие такие бродячие материалы, я иногда прямо в поезде пишу, и как правило, берут с удовольствием, только вот гонораров иногда долго ждать. Взял еще интервью у какого-то бомжа, тоже туда отдал. Починил один телевизор и побелил один потолок, здесь повезло, заплатили сразу. А после этого прочел в библиотеке кое-что. Это тоже работа – впрок... Оля, а меня накормят в этом гостеприимном доме? А то, поверишь ли, что-то я такой голодный… – он опять сделал собачьи глаза.
– Если еще раз заговоришь в таком тоне и будешь так смотреть – больше не накормят, – ответила я.
– В каком тоне? – он мгновенно повернулся к зеркалу. Посмотрел-посмотрел и покраснел.
– Оля… а я часто так гляжу?
– На меня второй раз.
– Где я эту заразу подцепил, – рассердился он. – У! Оля, будь другом – если еще хоть раз так сделаю, стукни меня, что ли.
– Вчера ты сказал, что друзья тебе ни к чему, – заметила я.
Он еще больше нахмурился. Ничего не сказал и пошел умываться.
Ел он, как и вчера, не спеша и о чем-то думая. Вот сейчас я спрошу у него...
В кухню вошел папа с газетой и начал важно рассказывать о каком-то мирном урегулировании конфликта вперемешку с сюжетом детективного фильма. Скоро реклама по телевизору кончилась, и папа, взяв себе груш, убежал обратно. Тогда я, наконец, произнесла:
– Гелий! Ты говорил вчера, что счастлив.
– Это так, – ответил он.
– Почему? Из-за чего ты счастлив? Что в твоей жизни такого хорошего?
Он помолчал. Медленно спросил:
– Оля, ты хочешь убедить меня в том, что я живу плохо, или действительно хочешь узнать, отчего я счастлив?
Я ответила, что хочу узнать.
– Странно, – удивился он. – Ну что ж, идем со мной. Я объясню тебе, а заодно прогуляемся. Такой нынче вечер – не надышишься.
Мы спустились по старой лестнице и вышли во двор.
– Хороша жизнь или нет, зависит от взгляда на нее, – начал Гелий. – Смотри. Вчера шел дождь, и Вадик сказал: «Гадкая погода». Хотя мог бы и сказать: «Как здорово! Идет дождь».
– А что в дожде хорошего? – спросила я.
– Как что! После дождя на улицах нет пыли, легко дышится и свежо. Дождь, между прочим, поливает пшеницу на полях; если ее будет больше, то и хлеб будет дешевле.
– Хорошо, – согласилась я, – но если человек живет в своем доме, имеет друзей, у него гораздо больше поводов радоваться!
– Предположим, – продолжал Гелий, – что ты сидишь в своем доме. Час сидишь, два сидишь. День сидишь. Какие у тебя эмоции?
– Ты хочешь сказать, скука?..
– Ну, зачем сразу скука. Делом можно каким-то заняться. Ладно. Но вот ты идешь по холодной улице. Час идешь. Два идешь. День идешь. И, наконец, приходишь домой. И тебе очень-очень хорошо, правда? А ведь если бы ты сидела в тепле весь этот день, ты так и не испытала бы этой радости. Вот и получается, что я испытываю радость гораздо чаще, чем ты, потому что мне для счастья нужно мало, а тебе много.
– Да, но ведь весь день, пока ты идешь по холодной улице, тебе плохо! – возразила я.
– Нет. Мне хорошо. Потому что я думаю: впереди меня ждет дом, скоро я буду счастлив. И я радуюсь заранее... Я вообще люблю трудности.
– И создаешь себе несуществующие, – усмехнулась я. – Почему бы тебе не осесть в одном городе и не гулять весь день по своим улицам?
– Вот это как раз ненастоящие трудности. И бесцельные, – ответил Гелий. – А я езжу везде с целью. Во-первых, такой уж у меня способ искать себя. Во-вторых, я узнаю много новых людей. В-третьих, знаешь, как просторно думается, когда ты свободен как ветер? И в-четвертых, когда ты один на один перед небом и землей, начинаешь понимать настоящую цену всего. Что вечно, что преходяще.
Мы пришли на берег и уселись на валун. Волны, как мокрые котята, барахтались и переваливались друг через друга. Мягкий ветер играл длинными Гелиевыми волосами. Я сказала:
– Ты, получается, живешь только для себя и для своего счастья. И ты ничего не несешь миру.
– Дядька, которому я чинил телевизор, так не считал, – засмеялся он. – Раз уж мы заговорили о пользе для мира, скажи, пожалуйста, ты ведь не живешь для своего счастья – что ты принесла миру?
Мне нечего было ответить. Я расстроилась. Выходило, я никому ничего хорошего не делаю, даже себе.
– Гелий, скажи, пусть тебе так хорошо, но почему ты считаешь себя самым счастливым на свете?
– Самым, не самым, какие пустяки, – он улыбнулся и замолчал, глядя вдаль – туда, где кончалось озеро. Я тоже уставилась на горизонт, но улыбаться почему-то не хотелось. Было ужасно обидно, что я прожила целых пятнадцать лет и не умела радоваться жизни, как этот бродяга. Гелий, кажется, почувствовал, что я расстроена, потому что чуть приобнял меня за плечи и шепнул:
– Оля, большое спасибо, что ты мне поверила. Это так здорово, – вдруг он расхохотался и добавил:
– Вадик на моем месте сказал бы: «Ты лишила меня возможности хвастать тем, что мне никто не верит!»
– Разве этим можно хвастать? – удивилась я.
– А как же. В этом есть особый шарм. Ты наверняка видела, как разные старички в очереди кричат, что они инвалиды – это дает им привилегии. Многие женщины, особенно в пожилом возрасте, любят жаловаться на свои болезни. Вроде бы глупо: кто станет кричать всем о своей неполноценности? Ан нет. Многим нравится быть слабенькими и бедненькими. Прояви они свою волю, они могли бы вылечиться, зачастую даже очень скоро. Но они предпочитают стонать, вместо того чтобы изменить свой образ жизни.
– Это кощунство! – возмутилась я. – Разве можно усмехаться над больными людьми?
– Вот видишь! По-твоему, они особые, раз больные. Я не о всех говорю. Но если приглядишься, сама увидишь: есть достаточно людей, которым нравится быть несчастными. Вот пять лет назад, когда ты ревела на этом камне, тебе тоже нравилось реветь. Вот как умру, вот как похоронят, то-то вы все пожалеете…
– Да, да, – сердито перебила я. – Знаешь, папа тоже умеет читать лекции и нотации. Они мне надоели.
– Прости, – сказал Гелий. – Пойдем домой?
– Нет, давай посидим здесь. Я люблю слушать волны и смотреть вдаль, за горизонт, когда ничто не останавливает взгляда.
– Я тоже люблю. Только, пожалуй, я люблю это делать один, – ответил он.
– Ну и что же? Я буду молчать, – уверила я его.
Мы сидели и смотрели на озеро. Я думала: вот, рядом со мной самый счастливый человек на свете. И меня это радовало и сердило одновременно. Сердило, что мне нечего возразить. А что радовало, не знаю.
Потом ветер принес красный, будто стесняющийся своего одиночества листок боярышника и кинул его в воду. Листок отважно взмывал вверх вместе с волнами и не менее отважно ухал вниз, все держась на поверхности. Ему, наверное, было страшно и в то же время весело, и, казалось, он был отчего-то счастлив. Наконец одна из волн накрыла его, и он исчез.
Я вздохнула и поглядела на Гелия, а он – на меня. Значит, он тоже все это время следил за листком. Мы рассмеялись.
– Ты не замерз? – спросила я, потому что мне было уже холодно.
– Ничуть, – улыбнулся Гелий, – хочешь, тебе плащ отдам?
Я отказалась, и он развеселился:
– Похоже, что тебе захотелось походить по холодной улице?
Потом мы вернулись домой, и мне было очень хорошо, когда я уселась у теплой плиты и пила ароматный чай. Я даже решила, что теперь всегда буду мерзнуть на улице, чтобы испытывать счастье так же часто, как и Гелий. Но он, услышав, как я пару раз чихнула, высказал совершенно противоположное мнение.
Когда я согрелась и отправилась поглядеть, чем он занимается, он сидел за столом и что-то писал. Оказывается, он взял работу на дом. Я все-таки не понимаю: как можно весь день работать! Как он успевает? И какое же в этом счастье?
(c) Все права на воспроизведение авторских материалов принадлежат Екатерине Грачёвой. Цитирование приветствуется только при наличии гиперссылки на источник. Самовольная перепубликация не приветствуется, а преследуется по закону. Если вы хотите пригласить меня в какой-то проект, сделайте это легально. (написать >>>) |