Вы находитесь в самых ранних разделах сайта -
|
| ||
|
Вы находитесь в разделе, посвящённом песенной поэзии и авторской песне . Помимо книги Алексея Грачёва "Путь песенной поэзии" (2007) вы найдёте здесь несколько статей об искусстве и творческой индивидуальности. Приложение. О возрождении авторской песни через утверждение высокой цели
Изначально основу притягательности авторской песни составлял её высокий, человечный, нравственный, созидательный настрой. Именно такие песни составляли центральную часть авторской песни. Это были песни о людях с высоким человеческим обликом, о высокой цели и пути человека к ней, о высоком видении мира и его явлений. Можно ясно показать это на выдержках из самих песен.
Булат Окуджава:
Совесть, благородство и достоинство – Вот оно, святое наше воинство. (Совесть, благородство и достоинство)
Ах, ничего, что всегда, как известно, Наша судьба – то гульба, то пальба. Не обращайте вниманья, маэстро, Не убирайте ладони со лба. (Моцарт)
Юрий Визбор: Зачем ты эту взял орбиту? К чему отчаянный твой бег? Ты сам себя ведёшь на битву – И оттого ты человек. (Горнолыжник)
Гора – это прежде всего, понимаешь, друзья, С которыми вместе по трудной дороге шагаешь. Гора – это мудрая лекция «Вечность и я». Гора – это думы мои о тебе, дорогая. (Памирская песня)
Моя надежда на того, Кто, не присвоив ничего, Своё святое естество Сберёг в дворцах или в бараках. (Деньги)
О, мой пресветлый отчий край! О, голоса его и звоны! В какую высь ни залетай, Всё над тобой его иконы. (Многоголосье)
Владимир Высоцкий:
Мы все вперёдсмотрящие, все начали с азов, И если у кого-то невезение, Меняем курс, идём на SOS, как там, в горах, на зов – На помощь, прерывая восхождение. (Гимн морю и горам)
Лучше гор могут быть только горы, На которых ещё не бывал. (Прощание с горами)
Владимир Ланцберг:
Слушай и скажи мне, верно ль я пою. Помнишь, эту песню ты мне дал с собой? Я тебе сегодня пропою свою – С нею тоже можно и в путь, и в бой. (Посвящение Валерию Грушину)
Бывает: а вдруг не дожить до утра, Вдруг утро пройдёт стороной? Но если сухая заждалась кора, Достаточно спички одной. И пляшет в ногах твой осколок зари, Взлетая и дымом пьяня. Но рядом с другой эта щепка горит, А вынь-ка её из огня… (без названия)
И ничего нам не списать Ни на судьбу, ни даже на погоду, Коль жребий нашему музвзводу Сей мир от грохота спасать. (Человеку, прошедшему войну)
Сергей Минин:
Время – большая совесть, и других ты не вини: Пусть от тебя зажигаются жизнью они (Посвящение ксп)
Александр Краснопольский:
И так уж повелось с тех давних светлых пор: Пока в груди не молкнет сердца стук, Высокой чистотой тех наших первых гор Мы измеряем жизни чистоту. (Первый перевал)
Сегодня в авторской песне трудно найти песни с таким простым и высоким смыслом. Видимо, он отсутствует в жизни большинства авторов, создающих её. Оттого и не окрыляет она, как раньше. Одним из ключевых авторов, создававших высокий настрой авторской песни, был Юрий Визбор. Много раз упоминался тот факт, что, хотя Юрий Визбор открыл жанр песни-репортажа, никто кроме него в этом жанре не преуспел. А причина в том, что Юрий Визбор видел мир выше, чище, гармоничней, чем большинство окружавших его людей. И писал ли он о Чукотке, Хибинах, Памире, Фанских горах, где многие не бывали, или о местах более известных – он всегда приобщал слушателей к тому высокому, прекрасному и человечному миру, который видел он и не видели другие. У других же авторов не получалось создать успешные песни-репортажи именно потому, что они описывали тот сравнительно невысокий смысл, который они видели в явлениях и событиях жизни. Высокий, прекрасный, человечный, нравственный смысл появляется в творчестве авторов только тогда, когда им наполнена жизнь авторов. Поэтому, чтобы возродить высокий настрой авторской песни, нужно объединить её авторов вокруг высоких нравственных, человечных целей. Конечно, объединение в высокой цели не может произойти интеллектуально, от ума. Тут объединятся только те, кому эта цель действительно ценна и необходима. И, объединившись, они создадут песни о высокой цели и пути человека к ней, о высоком человеческом облике, о высоком видении мира и его явлений. Потому что всё это будет в их жизни. (с) Опубликовано: Грачёв А.П. О духовности нерелигиозного искусства. - Новосибирск, 2011. - 12 с.; ISBN 978-5-87039-153-3 Грачев А.П. Путь песенной поэзии. Авторская песня и песенная поэзия восхождения. (Изд. 2-е перераб. и доп.) - Челябинск: "Рекпол", 2007. - 148 с.
ПЕРЕЙТИ НА СТРАНИЦУ:
Содержание * Предисловие * Духовно-нравственные основы авторской песни * Разделы авторской песни * Направления авторской песни * Клубы, фестивали, семинары авторской песни * Возникновение, развитие, кризис и упадок авторской песни, их причины * Второй канал авторской песни * Отличие авторской песни от других песенных течений * О происхождении слова "бард" в авторской песне * Основные авторы начала авторской песни * Рубеж * Цель и духовно-нравственные основы песенной поэзии восхождения * Направления, творческие мастерские и слеты развития песенной поэзии восхождения * Примеры текстов песенной поэзии восхождения * Углубленная работа над текстом, музыкой, исполнением * О поэтической формуле продолжения восхождений в авторской песне и песенной поэзии восхождения * О поэзии, выражающей переживание, и поэзии, выражающей знание * Два пути к поэзии * Об условии востребованности песни * Три вида поэтических текстов по отношению к песне * О противоположном отношении авторской песни и рока к утверждению человеческой культуры * Об индивидуальной внутренней направленности человека * Людям будущего
СТАТЬИ ОБ ИСКУССТВЕ
О мастере и подмастерье в искусстве |
www.positive-lit.ru. В поисках пути Человека. Позитивная, жизнеутверждающая литература. (с) Екатерина Грачёва.
|