ХОЧУ БЫТЬ КУЛЬТУРНЫМ. 
		Позитивная, нравственная художественная литература: проза, поэзия, песня.
		Песенная поэзия. Педагогика.

http://positive-lit.ru

Главная | Позитивная литература | Песенная поэзия и авторская песня | Библиотека поэзии. Классики | Педагогика | Заметки на полях | Гостевая | Новая гостевая

Друзья! Наш сайт переехал на адрес http://positive-lit.ru.
Сейчас вы находитесь на страницах старого архива.
© При цитировании материалов сайта обязательна гиперссылка на источник (http://positive-lit.ru).
Иное использование только при условии согласования с авторами.

Статистика


Привет всем искателям общего блага

Алексей Грачёв 

ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ВНУТРЕННЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА 

 

1. О понятии индивидуальной внутренней направленности.

Индивидуальная внутренняя направленность - это существующая объективно (не зависимо от внешних воздействий) настроенность сознания человека на гармонию определенного внутреннего состояния и виды созидательной деятельности, через которые это состояние может реализоваться в соответствующей ему форме.

Каждый человек от рождения имеет свою индивидуальную внутреннюю направленность. Так, у одного человека сознание больше настроено на точные и технические области с их строгой логикой и системным походом. У другого же, напротив, сознание имеет более гуманитарную направленность с ее предрасположенностью видеть в каждом явлении неповторимую индивидуальность, которую невозможно полностью логически описать и поместить в ту или иную частную систему.

У одного человека сознание больше направлено на создание мощных теоретических обобщений. У другого - на практическую деятельность.

Один человек склонен ко всему подходить творчески, искать неожиданные яркие решения поставленных задач. Другой более предрасположен к скрупулезному и точному выполнению работы в четко определенных рамках.

Один человек более предрасположен к индивидуальной работе, где он отвечает только за свой результат. Другой - к деятельности, организующей коллектив сотрудников, к работе с людьми.

Конечно, не всегда либо то, либо другое. Гораздо чаще индивидуальная внутренняя направленность человека содержит в себе несколько частных направленностей, одни из которых развиты больше, а другие меньше.

Исходя из индивидуальной направленности своего сознания, каждый человек предрасположен к тем видам деятельности, в которых эта направленность может наиболее успешно и гармонично проявиться. Так, например, кто-то больше предрасположен к изучению языков, а кто-то к занятиям точными науками. Кто-то успешен в работе с техникой, а кто-то - в литературном творчестве. Кто-то может раскрыться как незаурядный педагог, а кто-то - как военный на службе в армии. И так далее.

Исходя из этого, стоит задача определения и раскрытия в жизни индивидуальной внутренней направленности каждого человека, нахождения им того дела, в котором он может наиболее реализовать свою индивидуальную внутреннюю направленность, развивая себя в ее направлении.

К сожалению, в реальной жизни многие люди не занимаются определением и раскрытием своей индивидуальной внутренней направленности. Они часто находят работу, мало соответствующую их внутренней направленности, но дающую средства к существованию, где они значительную часть своей жизни пребывают в тягостном состоянии от начала до конца каждого рабочего дня. В результате эти люди не развиваются на такой работе и часто несчастны.

Но есть другие люди, которым посчастливилось найти работу, соответствующую их индивидуальной внутренней направленности, или они сделали это сознательно. Такие люди бывают настолько увлечены своей работой, что могут забывать о том, что кончилось рабочее время или настал обеденный перерыв. Они счастливы быть на этой работе и развиваются через нее.

Таким образом, определение индивидуальной внутренней направленности человека и ее раскрытие через соответствующую деятельность делает человека счастливым (даже при серьезных внешних неурядицах), приводит к его развитию.

2. Схема человеческого облика.

Человеческий облик:

любовь 1. Человечность (высшая часть
человеческого 
  облика)
Нравственная часть
сострадание
великодушие 
щедрость
доброта
долг  2. Общинность (общественность, коллективность)
верность 
честность
общественность
благородство 3.Качество
  сознания 
Часть, обеспечивающая индивидуальное равновесие
чистота
достоинство 
красота 
творческий настрой 
простота 
духовность
сознательность 
стойкость 4.Сила сознания (бесстрашие)
мужество
смелость

 

Схема человеческого облика построена на основе изучения настроенности народного сознания, выраженного в русском языке (возможно, и в других языках выражено то же самое). Так, в русском языке существует понятие "человечность", включающее в себя доброту, великодушие, щедрость, сострадание, любовь. Тем самым утверждается, что эти качества являются необходимыми признаками человека. С другой стороны, в русском языке существует понятие "бесчеловечные действия", то есть действия, совершенные тем, кто не может быть назван человеком. Это действия, связанные с проявлением крайнего эгоизма, жестокости, цинизма. 

Таким образом, человечность со своими составляющими - добротой, великодушием, щедростью, состраданием, любовью - является необходимой и высшей частью человеческого облика.

Кроме того, человек - существо общественное. Он не может быть отделен от человеческого общества, состояться как человек вне его. Если же кто-то искусственно начинает отделять себя от человеческого общества, то чаще всего он становится бесчеловечным - эгоистичным и жестоким. Поэтому необходимой частью человеческого облика являются общинные качества - верность, честность, долг, общественность (то есть жизнь в неотделимости себя от человеческого общества).

Человечность вместе с общинными качествами составляет нравственную часть человеческого облика.

Далее, в русском языке существуют такие понятия, как "сохранение человеческого облика" и "потеря человеческого облика". Потерять человеческий облик человек может, например, опустившись в своем сознании, не стремясь держать себя на высоте. Сохранению же человеческого облика помогает утверждение высокого качества сознания - сознательности, духовности, простоты*, творческого настроя, красоты, достоинства, чистоты, благородства. Следовательно, качество сознания и его составляющие являются необходимой частью человеческого облика.

Кроме того, потерять человеческий облик человек может от страха. Бесстрашие же позволяет сохранять человеческий облик перед лицом опасности. Значит бесстрашие и его составляющие - смелость, мужество, стойкость - являются необходимой частью человеческого облика. 

Бесстрашие (сила сознания) вместе с составляющими качества сознания составляет индивидуально-равновесную часть человеческого облика (часть, обеспечивающую индивидуальное равновесие человека).

*Здесь именно простота, то есть отсутствие лишнего в слиянии множества сторон смысла, а не примитивность, то есть сведение к одному невысокому смыслу.

 

3. Использование схемы человеческого облика для определения, раскрытия и расширения индивидуальной внутренней направленности человека.

Человеческий облик более или менее гармоничен тогда, когда он включает хотя бы часть составляющих как индивидуально-равновесной, так и нравственной части. При минимальной гармонии человеческий облик, как правило, объединяет составляющие (все или часть) силы сознания (смелость, мужество, стойкость) и общинные качества (верность, честность, долг, общественность). Или составляющие качества сознания (сознательность, духовность, простоту, творческий настрой, красоту, достоинство, чистоту, благородство) и человечности (доброту, великодушие, щедрость, сострадание, любовь). Такое объединение наиболее часто встречается.

Первая пара отражает человеческий облик людей, более сильных, но и более грубых. Вторая пара отражает человеческий облик людей, более утонченных, но и более слабых. Конечно, лучше, если человеческий облик будет включать в себя и бесстрашие (силу сознания), и качество сознания, и общинные качества, и человечность. В реальной жизни не всем это удается, но в идеале к этому надо стремиться.

Понимание составляющих и структуры человеческого облика может сильно облегчить человеку определение своей индивидуальной внутренней направленности. Исследуя свое отношение к составляющим человеческого облика, человек может объединить те из них, которые ему созвучны, и, таким образом, определить свою индивидуальную внутреннюю направленность.

Определив свою индивидуальную внутреннюю направленность, человек может сознательно начать приводить в соответствие с ней свой быт, свой внешний облик, свое поведение, свою речь, свое мышление, свое мировоззрение. И тогда каждая часть жизни, приведенная в соответствие с индивидуальной внутренней направленностью, будет усиливать ее, делая человека более устойчивым и счастливым.

Далее, наработав уже имеющуюся индивидуальную внутреннюю направленность, приведя в соответствие с ней все стороны своей жизни от быта до мировоззрения, человек может приступить к расширению своей индивидуальной внутренней направленности. 

Например, человек, утвердивший в себе все или несколько составляющих силы сознания (смелость, мужество, стойкость) и общинных качеств(верность, честь, долг, общественность), может начать осознавать и нарабатывать составляющие качества сознания, или человечности. Или же человек, утвердивший в себе все или несколько составляющих качества сознания и человечности, может начать осознавать и нарабатывать составляющие силы сознания (бесстрашия) или общинных качеств.

В результате происходит расширение индивидуальной внутренней направленности человека. И все стороны его жизни - быт, внешний облик, речь, поведение, мышление, мировоззрение - начинают нести больший смысл, соответствующий расширенной индивидуальной внутренней направленности.

Кроме того, может увеличиваться и глубина осознания и освоения уже достаточно наработанных составляющих человеческого облика. И процесс этот бесконечен.

4. Сотрудничество людей с разными индивидуальными внутренними направленностями.

Человеческое общество - единый организм, и сотрудничество людей в нем необходимо. Однако невозможно найти даже двух людей, у которых индивидуальная внутренняя направленность полностью бы совпадала. Поэтому существует возможность непонимания и неприятия частных действий одних людей другими, когда эти действия исходят из несовпадающих областей индивидуальной внутренней направленности этих людей.

Например, человек, нарабатывающий смелость, мужество, стойкость (назовем его первым), может специально окружить себя не очень-то красивой и человечной обстановкой. При этом он и сам в определенной мере может вести себя соответственно. При этом второй человек, нарабатывающий в своей жизни красоту и гармонию, может не понимать, как же первый может настолько нарушать красоту и гармонию своей жизни. А третий, нарабатывающий доброту и сострадание, может не понимать, как первый может в своей жизни действовать так жестко, почти жестоко, как он может специально утверждать такую жестокую реальность. При этом первый может думать про второго и третьего, что они слабы и не могут выдержать жизненных испытаний. Но у каждого из них есть путь совершенствования.**

Чтобы избежать вышеописанных непониманий, таким людям надо научиться, во-первых, находить области, где их индивидуальная внутренняя направленность совпадает, и, исходя из них, строить свое сотрудничество. Во-вторых, необходимо уважать индивидуальную внутреннюю направленность других людей. Ведь у людей, выбравших разные пути, и долг будет разный. И каждого можно судить только по выполнению выбранного им долга. При этом надо понимать, что люди разных индивидуальных внутренних направленностей необходимы в человеческом обществе, так же как клетки разных органов человеческого тела, имеющие разное строение и выполняющие разные функции (разный долг), необходимы человеческому организму для нормальной жизни. 
Отдельный человек (как и отдельная клетка) может не осознавать всю систему организма человеческого общества и долг людей (клеток) другой внутренней направленности, а также их место в организме человечества. Но при нормальной жизни человеческого общества, для которой необходимо сотрудничество людей, каждый человек, выполняя свой долг, не мешает людям другой внутренней направленности выполнять их долг. Любое нормальное сотрудничество основано на доверии друг к другу. И, значит, в сотрудничестве необходимо доверие каждого человека к людям разных внутренних направленностей в том, что они так же добросовестно, как и он сам, выполнят свой долг (возможно, не понятный ему, или не понятным ему способом). 

**Часто бывает, что некоторые люди, только вступив на какой-нибудь конкретный путь самосовершенствования, начинают считать его единственно правильным. Происходит это из-за малого кругозора, неспособности понимать сразу разные пути. Чтобы утвердиться на выбранном пути, такие люди часто отвергают для себя все остальные возможности. Но, к сожалению, некоторые из таких людей начинают отвергать другие возможности совершенствования не только для себя, но и для всех людей, стараясь навязать остальным свою точку зрения, что недопустимо.

Представим, что в организме какая-то одна сильная группа клеток, успешно выполняя свою роль и не понимая всего строения организма и необходимости для него клеток других типов, решит перестроить все другие клетки на свой режим работы. Если эта группа клеток достигнет значительного успеха в перестройке других типов клеток на чуждый им режим действия, то эти клетки не смогут выполнять свои функции, и организм погибнет. 

Поэтому каждый человек, радуясь своему продвижению по выбранному пути самосовершенствования, должен предоставить другим людям самостоятельно выбирать путь, соответствующий их индивидуальной внутренней направленности.


Опубликовано: Грачев А.П. Об индивидуальной внутренней направленности человека. - Челябинск: "Рекпол", 2004. - 12 с.