ХОЧУ БЫТЬ КУЛЬТУРНЫМ. 
		Позитивная, нравственная художественная литература: проза, поэзия, песня.
		Песенная поэзия. Педагогика.

http://positive-lit.ru

Вы находитесь в самых ранних разделах сайта -
мы оставили им прежний заголовок.
Для перехода в новые вернитесь на главную страницу.


Памятник Первопечатнику Ивану Фёдорову

Привет всем искателям общего блага


Вы находитесь в разделе, посвящённом  песенной поэзии и авторской песне .
Помимо книги Алексея Грачёва "Путь песенной поэзии" (2007) вы найдёте здесь несколько статей об искусстве и творческой индивидуальности.

О духовности нерелигиозного искусства

Искусство всегда по праву относили к духовным явлениям. Оставляя в стороне искусство, выражающее религиозные устремления, такое, как иконопись или церковные песнопения, рассмотрим духовный характер нерелигиозного искусства.

Для этого рассмотрим, что такое дух, исходя из выражений, содержащихся в русском языке. Существуют такие выражения, как «упал духом», «воспрянул духом» и «сила духа». Человек, упавший духом, то есть утративший силу духа перед какими-то препятствиями, не может одолеть их. Но человек, воспрянувший духом, то есть вернувший себе силу духа, продолжает бороться и побеждает. Значит, дух является силой, преодолевающей препятствия.

Сила духа может быть направлена на преодоление не только внешних, но и внутренних препятствий. Например, на преодоление человеком своих дурных привычек, слабостей и несовершенств. Так, направляя силу духа на преодоление своих недостатков, человек грубый может стать более утончённым, жестокий – более человечным, невежественный – просвещённым, робкий – бесстрашным.

Все истинные религии утверждали необходимость духовной работы для возвышения, преображения сознания человека. Именно поэтому религия всегда признавалась духовным явлением.

Истинное искусство всегда имело целью создание гармонии и красоты. Для этого творец искусства должен был преодолеть свою грубость, неупорядоченность, неумение, чтобы стать утончённым и искусным в своём деле. При создании каждого произведения искусства его творец должен был совершить духовную работу по продумыванию, прочувствованию и выстраиванию высокого смысла и гармонии произведения. Поэтому истинное искусство всегда признавалось духовным явлением. Оно всегда возвышало и преображало сознание человека через приобщение к гармонии, красоте и высокому смыслу.

Продолжим рассмотрение духа и духовности исходя из выражений русского языка. В русском языке существуют такие выражения, как «духовное озарение», «духовное прозрение», «духовное единство». Человек, устремляющийся к осознанию сути и гармонии явлений, высокого нравственного смысла жизни, приходит к тому, что этот смысл и эта гармония ему открывается. И он может видеть, осознавать их напрямую. Это называется духовным озарением или прозрением. Чаще всего духовное озарение длится недолго. Но и за небольшое время человек успевает осознать и почувствовать тот смысл и ту гармонию, к постижению которых он стремился. Таким образом, дух соединяет человека с сутью явлений мира, даёт знание этой сути.

В духовном озарении человеку открывается то, что он стремится осознать, постичь. Так в религии святые видели духовную сущность явлений мира, основателя религии и его помощников. В науке учёные прозревали законы построения мира. А в искусстве его творцам открывается высокая гармония, красота и человечный смысл того, что они хотят изобразить. Поэтому к духовным явлениям относится и религия, и наука, и искусство.

Если человек стремится быть вместе с тем, что он осознаёт, то своим устремлением он выстраивает духовное единство с этим явлением. В религии святые устремлялись к духовному единству с основателем религии и Богом. В науке учёные обретали духовное единство с гармонией, отражённой в законах мира. В искусстве его творцы приходят к духовному единству с красотой, гармонией и высоким смыслом, которые они изображают в своих произведениях. И потому произведения искусства могут помочь приобщающимся к ним людям установить духовное единство с красотой, гармонией и высоким смыслом.

Произведения искусства являются духовными сокровищами, несущими в себе высокий настрой их авторов. И если автор выразил в них своё восхождение к вершинам мужества, человечности, красоты, то его произведения могут помочь другим людям, идущим к этим же вершинам.


(с) Опубликовано:  Грачёв А.П. О духовности нерелигиозного искусства. - Новосибирск, 2011. - 12 с.

Возврат к списку

ПЕРЕЙТИ НА СТРАНИЦУ:
Содержание * Предисловие * Духовно-нравственные основы авторской песни * Разделы авторской песни * Направления авторской песни * Клубы, фестивали, семинары авторской песни * Возникновение, развитие, кризис и упадок авторской песни, их причины * Второй канал авторской песни * Отличие авторской песни от других песенных течений * О происхождении слова "бард" в авторской песне * Основные авторы начала авторской песни * Рубеж * Цель и духовно-нравственные основы песенной поэзии восхождения * Направления, творческие мастерские и слеты развития песенной поэзии восхождения * Примеры текстов песенной поэзии восхождения * Углубленная работа над текстом, музыкой, исполнением * О поэтической формуле продолжения восхождений в авторской песне и песенной поэзии восхождения * О поэзии, выражающей переживание, и поэзии, выражающей знание * Два пути к поэзии * Об условии востребованности песни * Три вида поэтических текстов по отношению к песне * О противоположном отношении авторской песни и рока к утверждению человеческой культуры * Об индивидуальной внутренней направленности человека * Людям будущего


СТАТЬИ ОБ ИСКУССТВЕ
О мастере и подмастерье в искусстве

www.positive-lit.ru. В поисках пути Человека. Позитивная, жизнеутверждающая литература. (с) Екатерина Грачёва.