Вы находитесь в самых ранних разделах сайта -
|
| ||
|
Вы находитесь в разделе, посвящённом песенной поэзии и авторской песне . Помимо книги Алексея Грачёва "Путь песенной поэзии" (2007) вы найдёте здесь несколько статей об искусстве и творческой индивидуальности. Основные авторы начала авторской песниАлександр Галич, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор являются основными авторами начала авторской песни по наибольшему количеству песен, написанных на высоком уровне идеи, ее раскрытия в песне, высоком уровне выражения идеи в слове. Своими песнями эти авторы оказали наибольшее влияние на формирование авторской песни, определив ее внутренний настрой, основные духовно-нравственные ценности. Они создали все основные разделы и направления авторской песни с такой полнотой, что другим осталось только разрабатывать уже открытые возможности. Я не хочу сказать, что другие авторы не совершали свой личный путь осознания и творчества. Но по достигнутым результатам и, соответственно, по влиянию на развитие авторской песни некого поставить рядом с Александром Галичем, Булатом Окуджавой, Владимиром Высоцким, Юрием Визбором. Было немало авторов, творивших на среднем уровне, но однажды сумевших подняться выше и написать одну-две выдающиеся песни. Но если у других авторов таких песен одна-две, то у авторов, названных основными – десятки. Что же касается более поздних авторов, многие из них в результате кризиса авторской песни оторвались от ее духовно-нравственных основ, ушли в проблемы личной жизни и не достигли такой идейной высоты, какая была у основателей авторской песни.18 В творчестве основателей авторской песни можно выделить два уровня: уровень, выражающий предстояние перед большим, чем личная жизнь, и через него перед вечными ценностями, и уровень, выражающий обычную личную жизнь, не связанную с предстоянием перед вечным. Через первый уровень выражается суть авторской песни. Через второй уровень – часть внешнего окружения человека, не связанная с предстоянием перед вечным. Не вся жизнь основателей авторской песни проходила в предстоянии перед вечными ценностями. Кроме того, к этому предстоянию основатели авторской песни пришли не сознательным трудом совершенствования, а через тяжелые испытания, пройденные не по своей воле. Не зная самостоятельных путей к предстоянию перед вечным, они не всегда умели сохранять его. Именно в периоды утраты предстояния перед вечными ценностями основатели авторской песни писали песни второго уровня. Особенно это усилилось с появлением в авторской песне кризиса и упадка. Естественно, самые яркие и значительные песни принадлежат первому уровню, где даже в личных отношениях между людьми авторы авторской песни видели проявление большего, чем личная жизнь, проявление вечных духовно-нравственных ценностей. Сравнение этих уровней можно представить таблицей.
Перейдем к ознакомлению с творчеством основных авторов начала авторской песни. Исключая все второстепенное, будем рассматривать главные, значительные достижения, заложившие основы и определившие внутренний настрой авторской песни. Александр ГаличАлександр Галич стоял в авторской песне особняком. Он не стоял у истоков авторской песне, а присоединился к ней для достижения своих целей, когда авторская песня уже сформировалась. Сначала рассмотрим высокий образ интеллигента, созданный Александром Галичем в ряде песен, а потом личное несоответствие самого Галича этому нарисованному образу. Александр Галич является создателем в основном только одного направления авторской песни – интеллигентского. На первый взгляд это может быть не всегда очевидно, но если исследовать глубинный смысл его песен, то обнаружится, что он всегда исходил из утверждения идеала человека, обладающего высокой человечностью, честностью, благородством, достоинством, мужеством. Именно с этим связан протест Галича против лицемерия и жестокости репрессивного режима, его обращение к совести опустившихся людей, призывы очнуться и обратиться к человечности и правде, оставив ложь, низость, грубость, насилие. Поэтому, даже когда он описывал жестокие события, полные бесчеловечной низости, он это делал языком точным и утонченно-благородным, в результате чего прослушивание таких песен не погружало человека в жестокость, грубость, низменные чувства, а вызывало протест против них, желание очиститься, стать выше, благороднее, человечнее. Так, «Баллада о сознательности» заканчивается призывом к человечности: «Я люблю вас, люди, будьте ж доверчивы». Гимном человечности, проявляемой вопреки внешней обстановке, является поэма «Кадиш» о польском педагоге и писателе Януше Корчаке, до самого конца защищавшем детей еврейского дома сирот от смятения и ужаса, жестокостей гитлеровцев – и погибшем вместе с детьми в фашистском концлагере «Треблинка». Отвержение лжи, лицемерия и насилия, калечащего людей, содержится и в поэме «Кадиш», и во многих песнях, и в поэме «Размышления о бегунах на длинную дистанцию», посвященной обличению репрессивного режима. Отвержение это выражено в обращении к своей совести и совести людей. Так в песне «Засыпая и просыпаясь»:
И там же:
В последней цитате уже проявляется желание Александра Галича судить других, стремление расшатать и уничтожить существующую государственную систему, где ему не предоставлена такая роль, для того, чтобы самому стать вершителем чужих судеб. Утверждаемый идеал человека, обладающего высокой человечностью, достоинством и другими чертами человеческого облика, служил Александру Галичу мерилом событий окружающей действительности. Из этого сравнения идеала с действительностью рождались песни протеста против бесчеловечности, потери людьми человеческого облика. Об этом в песне «Век нынешний и век минувший»:
Очищаясь от лжи, страха, являющихся наследием репрессивного режима, Александр Галич приходит к окончательному выбору – следовать в своих произведениях правде и человечности. Об этом песня «Я выбираю свободу»:
При этом Александр Галич отделяет лицемерную и жестокую репрессивную государственную систему от своего народа, Родины. Отвергая первое, он остается преданным второму. Свою преданность Родине он выражает в песне «Отчий дом»:
Таков идеальный образ интеллигента, который старался нарисовать Александр Галич в своих песнях. Но на деле он в своих действиях допускал двуличие, одновременно писал песни для советских фильмов и песни антисоветской направленности. Имея в советском государстве награды и высокое общественное положение, которое, однако, не давало ему право по своей прихоти изменять государственную идеологию, он стал выступать против государственной системы. И стал он делать это не тогда, когда система была наиболее жёсткой, а в период ослабления этой жёсткости. В своём творчестве Александр Галич ярко выразил идеологию интеллигента-индивидуалиста, который не прочь разрушить существующий государственный порядок, в котором ему не хватает каких-то возможностей, для того чтобы поставить себя вершителем чужих судеб. Это стремление ярко выражено в его песне, начало и конец которой я приведу здесь:
Вот пришли и ко мне седины,
…Нет! Презренна по самой сути И если в «Поэме о бегунах на длинные дистанции» Галич утверждает, что «бояться надо только того, кто скажет: "Я знаю, как надо!"», то в других своих песнях он вполне позволяет себе знать, как правильно, и судить других. А это уже говорит о несоответствии самого Александра Галича нарисованному им образу честного, нравственного и благородного интеллигента, не допускающего ложь и лицемерие. За антигосударственную деятельность Александр Галич был выслан из Советского Союза в западную Европу. И, казалось бы, там его творчество должно было расцвести восторженными песнями, воспевающими возможность свободно творить. Ведь он наконец-то покинул страну, где, как он считал, на него и других людей идеологически давили, не давая свободно высказываться. Но факты говорят о другом. Привязанный к противостоянию с советской системой, Александр Галич лишил себя возможности видеть и выражать в произведениях положительные стороны жизни. Он продолжал на радио петь свои старые песни. А новые не появлялись. И если положительные стороны жизни были вокруг Александра Галича в западной Европе, то они не смогли вдохновить его на новое творчество. На западе Александру Галичу стало не о чем писать. Булат ОкуджаваБулат Окуджава является создателем интеллигентского, творческого и военного направления авторской песни. В интеллигентском направлении он отстаивает тип человека, обладающего высокой человечностью, достоинством, мужеством, честью и совестью. Булат Окуджава исходит из желания объединить творческих людей, настроенных на нравственные человечные ценности, и вместе с ними создавать пространство творчества нравственной красоты в жизни. Так, в песне «Пожелание друзьям» он обращается к благородству человеческих отношений.
В песне «Надежды маленький оркестрик»+19 выражена преданность человека любви и надежде, их великая роль, спасающая человека во все времена. В песне «Совесть, благородство и достоинство» выражено знание духовно-нравственных ценностей, человеческого долга перед ними.
Также в этом направлении Булат Окуджава выражает знание того, как по отношению к честному, благородному, человечному человеку действуют люди грубые, лицемерные, низменные. Булат Окуджава не выступает прямо с протестом против действий таких людей, но точно доносит смысл и причины их действий. Об этом «Песенка о дураках»+. Песня «Возьмемся за руки, друзья»+ выражает единение честных, благородных, мужественных, человечных людей, отстаивающих себя и свои духовно-нравственные ценности. В творческом направлении Булат Окуджава выразил глубокую веру в преображающее, возвышающее, облагораживающее действие искусства на человека; предстояние перед красотой, гармонией и правдой искусства, ведущее человека к единству с духовно-нравственными ценностями. Песня «Музыкант»:
В песне «Моцарт»+ выражена вечная природа творчества, его неподвластность ни времени, ни внешним событиям жизни. В песне «Живописцы»+ преображение, живописание города незаметно переходит в правдивое живописание человеческих судеб. В военном направлении авторской песни Булат Окуджава передает правду о войне, в том числе и свой опыт участия в военных действиях. Некоторые его песни этого направления были написаны для кинофильмов. Например, ставшая известной и полюбившаяся многим песня «Здесь птицы не поют...», написанная для кинофильма «Белорусский вокзал».
Песня «Бери шинель, пошли домой» также обошла всю страну и до сих пор любима ветеранами войны. Владимир ВысоцкийВладимир Высоцкий является создателем военного, дорожно-туристского и направления выражения сторон жизни, не связанных напрямую с возникновением человеческой сути авторской песни. В военном направлении Владимир Высоцкий начал с выражения правды о войне и человеке на войне, почерпнутой из рассказов фронтовиков. Глубоко вдумываясь, вживаясь в эту правду, он создал ряд сильных, достоверных песен о войне, в результате чего многие считали, что он и сам воевал. Таковы песни «Он не вернулся из боя», «Штрафные батальоны», «Военная альпинистская» и многие другие. Но он не остановился на простой передаче внешней правды событий, а переосмысливая их глубокий внутренний смысл, создал песни, точно выразившие его. Так, его песня «Черные бушлаты» заканчивается строками:
В песне «Мы вращаем землю» передано воздействие человеческой воли на внешние события, отражающее, конечно, изменение не внешней, а внутренней реальности событий:
В дорожно-туристском направлении Владимир Высоцкий выразил устремление вперед, к открытию новых горизонтов, достижению новых вершин, правду о нравственном выборе человека в условиях трудных дорог среди испытаний и трудностей. Вообще Владимир Высоцкий говорил, что ему интересен человек в экстремальных ситуациях, где проявляется и проверяется его настоящая суть. О дороге и устремлении человека в нее песня «Белое безмолвие»:
В песне «Вершина» передано состояние пути вверх во всем богатстве его внутреннего осознания и переживания:
Единство человека с горами, устремление к новым достижениям и вершинам наиболее сильно выражено в песне «Прощание с горами»:
В ряде песен Владимира Высоцкого выражены взаимоотношения между людьми в дороге, среди трудностей и испытаний, проверка людей на прочность и верность друг другу. Об этом «Песня о друге»+. Отношение людей друг к другу в трудных условиях нередко оказывается более человечным, чем в обычной жизни. Об этом в песне «Гимн морю и горам»:
Об этом же песня «Человек за бортом» и некоторые другие. В направлении выражения сторон жизни, не связанных напрямую с возникновением человеческой сути авторской песни, Владимир Высоцкий передал путь человека к правде, любви, человеческому достоинству, путь несения открытой правды другим людям. В устремлении к правде, любви, человеческому достоинству Владимир Высоцкий хотя и не достиг уровня интеллигентского направления (его песни резки и часто жестки, порой грубы), но он весь всецело устремлен туда, к человеческому достоинству и благородству, к человечности. Стоит изучить жизненный и творческий путь Высоцкого, чтобы увидеть, насколько он вырос за свою жизнь. Начав в том числе с не относящихся к авторской песне песен на темы преступной среды (в 60-е годы), он в 70-е годы практически уходит от написания таких песен к выражению общечеловечески значимых нравственных вопросов, встающих перед человеком на пути продвижения вверх. Об этом в «Балладе о борьбе»:
В «Балладе о времени» высказана вечная природа добра, зла и любви.
В «Балладе о Любви»+ выражено предстояние перед ней, следование ей во все времена. В ряде песен Владимира Высоцкого выражено отторжение грубости, бесчеловечной жестокости, лжи. Об этом есть строки в песне «Я не люблю»+. Свой человеческий выбор следовать по пути правды, облагораживающей, возвышающей человека, Владимир Высоцкий выражает в песне «Мой черный человек»:
Следуя по этому пути, Владимир Высоцкий широко несет людям открывшуюся ему правду. Это сопряжено с рядом дополнительных опасностей, но выбор его совершен. Песня «В темноте» передает реальность этого пути.
Юрий ВизборЮрий Визбор является создателем дорожно-туристского, творческого и направления выражения сторон жизни, не связанных напрямую с возникновением человеческой сути авторской песни. В дорожно-туристском направлении Юрий Визбор выразил жизнь человека в дороге, высокий смысл дороги, устремление вперед, к открытию новых горизонтов и сторон мира, достижению новых вершин. Юрий Визбор был среди основных авторов начала авторской песни самым радостно и торжественно устремленным ко всему возвышенному, прекрасному в мире. Многие его песни звучат как гимны. Немало их принадлежит дорожно-туристскому направлению. Одна из таких его песен – «Ах, дорога»:
Взаимоотношения людей в дороге, взаимоподдержка в трудную минуту словом и делом, вырастание от личного «я» до общего «мы» находят выражение во многих песнях Юрия Визбора. В том числе в песне «На плато Расвумчорр»:
Многие наиболее значительные песни этого направления написаны Юрием Визбором о горах. Их десятки, приведем лишь некоторые. «Песня альпинистов»+. «Памирская песня»+. Песня «Третий полюс»:
Родство человека с горами, стремление вернуться туда, если однажды побывал там, сильно и глубоко выражено в песне «Фанские горы»+. Устремление вверх ведет Юрия Визбора даже выше самых высоких горных вершин – к осознанию дороги в небо, в космос. Одна из таких песен – «Притяженье звездного пространства»+. В творческом направлении Юрий Визбор выражает возвышающую, облагораживающую, преображавющую роль искусства в жизни человека, следование человека красоте, возвышенной гармонии искусства в жизни, единство с другими творческими людьми. Песня «Наполним музыкой сердца»+ – это гимн возвышающей, облагораживающей, преображающей силе искусства. В песне «По прекрасному Чюрленису»+ искусство представлено через известные имена его создателей и выражение единства с ними. В песне «Одинокий гитарист» передано воздействие отдельно взятого проявления искусства, ведущего человека к преображению, возвышению и облагораживанию, к осознанию добра и зла и вере в победу добра над злом.
В направлении выражения сторон жизни, не связанных напрямую с возникновением человеческой сути авторской песни, Юрий Визбор передал любовь к Родине, преданность ей, любовь и дружбу между людьми, возвышенный, благородный, прекрасный смысл многих привычных жизненных событий. В песнях «Многоголосье»+ и «Россия»+ выражена любовь к Родине, преданность ей, восхищение ее вечной, возвышенной красотой. В песне «Знаком ли ты с землей» – передача другому человеку своего прекрасного видения Родины.
В песне «Ты у меня одна»+ показано предстояние перед светом любви, проявляющимся через любимого человека, главенство присутствия этого света над желанием быть рядом. В песне «Здравствуй, я вернулся»+ выражена радость возвращения и встречи с близким человеком, свет которого был силен и в разлуке. Сила дружбы между людьми часто проявляется в трудных жизненных ситуациях (хотя и не только). Уверенность в поддержке друзей в трудную минуту связана и со своей личной готовностью прийти на помощь. Эта поддержка выражена в песне Юрия Визбора «Спокойно, дружище»+. Кроме того, Юрий Визбор, стремясь к возвышенной, благородной реальности во всем, умел находить ее в обычной жизни. Он описывал привычные жизненные ситуации так, что в его песнях они представали возвышенными и благородными. Например, в песне «Обучаю играть на гитаре»:
И во многих других песнях Юрий Визбор смог открыть и показать присутствие высокого смысла в обычной жизни. Таким образом, основные авторы начала авторской песни – Александр Галич, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор – создали избранные ими направления авторской песни каждый в своем индивидуальном понимании, необыкновенно гармонично дополнив творчество друг друга до высокого и многогранного целого авторской песни, ставшего заметным явлением в российской культуре второй половины XX века. Заложенные ими основные направления и внутренний настрой авторской песни были освоены последующими авторами и даже во время кризиса и упадка продолжают служить ориентирами для настоящих последователей авторской песни, сохранивших хотя бы частичное единство с ее духовно-нравственными основами, и стремящихся следовать им в жизни.
18 Существуют психологические и философские труды, показывающие, что человек получает наибольшее развитие в результате решения не личных, а надличностных проблем – проблем своего народа, государства, человечества. Но и без этих исследований можно понять, что человек, желающий устремить к совершенствованию нечто большее, чем его личная жизнь, приходит к необходимости изучения этого большего (осознания его сути, связей с другими явлениями жизни) и овладения способами приведения его к состоянию гармонии. Уходя же от большего в личную жизнь, человек сужает свой кругозор и теряет многие возможности развития. 19 Здесь и дальше в этой главе знак «+» означает, что текст этой песни приведен ранее в главе «Направления авторской песни». (с) Опубликовано: ISBN 978-5-87039-153-3 Грачев А.П. Путь песенной поэзии. Авторская песня и песенная поэзия восхождения. (Изд. 2-е перераб. и доп.) - Челябинск: "Рекпол", 2007. - 148 с. / Редакция 2024 года.
ПЕРЕЙТИ НА СТРАНИЦУ:
Содержание * Предисловие * Духовно-нравственные основы авторской песни * Разделы авторской песни * Направления авторской песни * Клубы, фестивали, семинары авторской песни * Возникновение, развитие, кризис и упадок авторской песни, их причины * Второй канал авторской песни * Отличие авторской песни от других песенных течений * О происхождении слова "бард" в авторской песне * Основные авторы начала авторской песни * Рубеж * Цель и духовно-нравственные основы песенной поэзии восхождения * Направления, творческие мастерские и слеты развития песенной поэзии восхождения * Примеры текстов песенной поэзии восхождения * Углубленная работа над текстом, музыкой, исполнением * О поэтической формуле продолжения восхождений в авторской песне и песенной поэзии восхождения * О поэзии, выражающей переживание, и поэзии, выражающей знание * Два пути к поэзии * Об условии востребованности песни * Три вида поэтических текстов по отношению к песне * О противоположном отношении авторской песни и рока к утверждению человеческой культуры * Об индивидуальной внутренней направленности человека * Людям будущего
СТАТЬИ ОБ ИСКУССТВЕ
О мастере и подмастерье в искусстве |
www.positive-lit.ru. В поисках пути Человека. Позитивная, жизнеутверждающая литература. (с) Екатерина Грачёва.
|