Вы находитесь в самых ранних разделах сайта -
|
| ||
|
Вы находитесь в разделе, посвящённом песенной поэзии и авторской песне . Помимо книги Алексея Грачёва "Путь песенной поэзии" (2007) вы найдёте здесь несколько статей об искусстве и творческой индивидуальности. О происхождении и смысле слова «бард» в авторской песнеТак сложилось, что авторов, исполняющих свои песни, в авторской песне стали называть бардами. Явилось это результатом того, что последователи авторской песни, пытаясь осмыслить ее суть, искали исторические аналоги своего движения, в том числе среди средневековых бардов, менестрелей, миннезингеров. Пробовали в среде авторской песни применять и слово «менестрель», но оно не прижилось. Однако проводить аналогию между кельтскими бардами15 и бардами авторской песни было бы слишком смело и необоснованно. Это станет понятно каждому, кто внимательно ознакомится с литературой о кельтах, где есть изложение вопроса о бардах. Например, как пишут А. и Б. Рис в своей книге «Наследие кельтов», первоначальное значение слова «бард» было «певец хвалы», то есть певец, воспевающий исторические события, подвиги героев и правителей. Правда, позднее они стали писать и хулительные песни. Что же до бардов авторской песни, они воспевали прежде всего внутренний духовно-нравственный смысл событий, а не их внешнюю достоверность (хотя и это было). И правителей они отнюдь не восхваляли, да и вообще занимались ими мало, за исключением разве что Сталина. Скорее их критике подвергалась сама лицемерная суть тоталитарного режима. Далее, кельтские барды не имели права слагать высшие песни – этим занимались филиды и друиды. Для бардов существовало несколько разрядов, каждому из которых позволялось пользоваться определенными поэтическими размерами. Своему искусству они учились в специальных школах от 9 до 12 лет.16 Нельзя сказать, чтобы в авторской песне барды не имели права сочинять песни на какие-то темы, если только они сами на это осмеливались. Поэтическими же размерами барды авторской песни пользовались любыми по своему усмотрению. Строгой системы обучения в авторской песне так и не было создано, да к этому и не стремились. Обучение было стихийным и эпизодическим, полностью зависело от личного устремления к самообразованию и самосовершенствованию. Семинары авторской песни никогда не составляли стройной системы обучения и проводились от случая к случаю. Итак, как видим, кельтские барды и барды авторской песни имеют весьма малое сходство. Если и следует искать происхождение слова «бард» в авторской песне, то скорее в русском его понимании, как трактует современный словарь иностранных слов русского языка: «в торжественном стиле речи – поэт (переносное значение)». Так в ответе декабристов поэту Александру Пушкину:
Поэт, то есть познающий высшую правду, красоту, любовь, воплощающий ее в слове и через слово несущий другим, является пророком возвещающим о высшей правде, которую он знает. Так в стихотворении Пушкина «Пророк»:
Не случайно именно название «поэт» так утверждали по отношению к себе Булат Окуджава и Владимир Высоцкий. Их устремления были высоки. Назначение поэзии – служить высшему, устремляя человека к изначальной вечной гармонии – звучит и в стихах поэтов серебряного века. Так у Марины Цветаевой:
Вместе с тем в поэзии находит выражение сознание силы, мощи словесной гармонии. Так у Владимира Маяковского в стихотворении «Разговор с фининспектором»:
В стихотворении Николая Гумилева «Слово» дано видение мощи гармонической силы слова и неумения большинства людей пользоваться ею.
Конечно, эта великая сила гармонии слова должна быть познана новыми поэтами и направлена не к злу, а ко благу людей, своего народа, всего человечества.17 Итак, из всего вышесказанного: поэт-бард – человек, познающий высшую правду, красоту, любовь и выражающий, несущий их в слове другим.
15 Слово «бард» пришло от кельтов, у которых обозначало поэтов-певцов начального уровня. 16 Из предисловия А. Смирнова к книге «Ирландские саги» 1933 года выпуска. 17 Сейчас уже достаточно известно о том, что звуки речи, слова и фразы имеют свой, не зависящий от нашего желания изначальный смысл и объективное, не зависящее от настроения слушателя воздействие на него (например, можно обратиться к исследованиям по фоносемантике и волновой генетике, по воздействию слов на внутреннюю структуру воды). Зная это, легко понять ответственность авторов и исполнителей за то, что и как они выражают, несут в слове. (с) Опубликовано: ISBN 978-5-87039-153-3 Грачев А.П. Путь песенной поэзии. Авторская песня и песенная поэзия восхождения. (Изд. 2-е перераб. и доп.) - Челябинск: "Рекпол", 2007. - 148 с.
ПЕРЕЙТИ НА СТРАНИЦУ:
Содержание * Предисловие * Духовно-нравственные основы авторской песни * Разделы авторской песни * Направления авторской песни * Клубы, фестивали, семинары авторской песни * Возникновение, развитие, кризис и упадок авторской песни, их причины * Второй канал авторской песни * Отличие авторской песни от других песенных течений * О происхождении слова "бард" в авторской песне * Основные авторы начала авторской песни * Рубеж * Цель и духовно-нравственные основы песенной поэзии восхождения * Направления, творческие мастерские и слеты развития песенной поэзии восхождения * Примеры текстов песенной поэзии восхождения * Углубленная работа над текстом, музыкой, исполнением * О поэтической формуле продолжения восхождений в авторской песне и песенной поэзии восхождения * О поэзии, выражающей переживание, и поэзии, выражающей знание * Два пути к поэзии * Об условии востребованности песни * Три вида поэтических текстов по отношению к песне * О противоположном отношении авторской песни и рока к утверждению человеческой культуры * Об индивидуальной внутренней направленности человека * Людям будущего
СТАТЬИ ОБ ИСКУССТВЕ
О мастере и подмастерье в искусстве |
www.positive-lit.ru. В поисках пути Человека. Позитивная, жизнеутверждающая литература. (с) Екатерина Грачёва.
|